НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

С Новым годом, 2017-м!

С Новым годом, 2017-м! Семнадцатый год в России – говорящая цифра. Её знает каждый житель нашей страны. Поэтому поздравления с наступающим семнадцатым годом звучат несколько двусмысленно. Подробнее »

 
Баку-Джейхан трещит по «швам»
Транспортировка российской нефти через трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан ( БДТ)  экономически не выгодна. Этот нефтепровод, построенный без участия России, не имеет будущего.

Интригу вокруг БДТ стал раскручивать министр промышленности и энергетики Азербайджана  Натик Алиев. Он озвучил якобы существующее  желание некоторых российских нефтяных компаний  присоединиться к проекту. Конкретно никто не был  назван, но было  замечено, что  «вопрос о присоединении к трубопроводу других компаний еще не решен».
Как известно, идея строительства БДТ возникла в 1990-х годах. Первоначально рассматривалось три варианта транспортировки нефти в Джейхан: через Грузию, через Россию и через турецкую территорию. Но позже решили обойтись без России.
Особенно разыгрывал эту «карту» Гейдар Алиев. Причем делал это тонко и талантливо: держа про запас Москву, с которой он мог в любой момент договориться, он одновременно  пробивал турецкий вариант. И пробил.  Анкара во все поверила и заявила даже о намерении открыть нефтяную биржу. Голоса специалистов, знающих об истинных нефтяных запасах Каспия, просто подавлялись или  просто перекупались. Официальная Москва все понимала и молчала. Теперь наступил момент истины.
Дело в том, что с самого начала проект БДТ разрабатывался под так называемую «большую нефть» с нефтеносного блока Азери-Чираг-Гюнешли на азербайджанском участке каспийского шельфа. Предполагалось, что на плановый уровень в 50 миллионов тонн в год нефтедобыча здесь выйдет уже к середине нынешнего десятилетия. Однако «большая нефть» из Азербайджана так и не пошла. Более того, обеспечить наполнение «трубы» каспийской нефтью до такой степени, чтобы использование нефтепровода стало рентабельным, оказывается недостижимой целью.
Промежуточным решением проблемы стала договоренность с Казахстаном о прокачке по новой трубе его нефти. На первом этапе его доля в трубопроводе составит 7,5 миллиона тонн. Нефть будет поставляться в Азербайджан по Каспийскому морю танкерами. Определенные надежды связываются с разработкой крупнейшего в Казахстане нефтяного месторождения Тенгиз. Правда, на сейчас там не добывается того  количества нефти, которое  позволило бы полностью  загрузить трубопровод. К тому же, казахстанская нефть экспортируется также и через нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума Тенгиз-Новороссийск, проектная мощность которого составляет 67 миллионов тонн в год. Но Казахстан открыто заявляет о намерениях активно заняться экспортом нефти в Китай. Это направление считается экономически более целесообразным, нежели кавказское. Исходя из этого,  и появилась идея о необходимости участия в проекте БДТ российских компаний для того, чтобы сделать рентабельным функционирование трубопровода БДТ. Однако, похоже, идея, запущенная из Баку, начинает зависать в воздухе.
Признанный эксперт в нефтяном бизнесе, председатель совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник, например, утверждает, что вопрос о транспортировке российской нефти через Баку-Тбилиси-Джейхан  вообще не стоит в повестке дня. Он убежден, что в данном варианте России  не светит  выгода. « Я считаю, что не контролируемое участие России в этом трубопроводе – 10, 20, 30 процентов – нам не надо, заявил он журналистам.-  У нас достаточно труб,  пропускные способности которых еще полностью не использованы. А нам все задают вопросы по поводу трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Россия не будет играть в такие игры».
Есть и другие причины, которые делают будущее нефтепровода БДТ весьма туманным. Он проложен через сейсмически опасные зоны. Кроме того, совсем недавно международная экологическая организация Platform заявила о том, что транскавказскому нефтепроводу БДТ угрожает быстрая коррозия труб. Это может привести к экологической катастрофе. Такое предупреждение было сделано после того, как британская компания British Petroleum,возглавлявшая  консорциум по строительству нефтепровода, вынуждена была прекратить добычу нефти на  своих месторождениях на Аляске из-за быстрой коррозии трансаляскинского нефтепровода. Эксперты Platform считают, что ВР во время строительства нефтепровода на Кавказе заботились об экологической безопасности еще меньше, чем на Аляске. В результате под опасностью нефтяного загрязнения оказались районы Грузии, Азербайджана и Турции, включая уникальные природные заповедники, по которым проходит транскавказский нефтепровод. Одним словом, куда не кинь, всюду клин.

Тофик КАСЫМОВ

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Baku.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©