НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

С Новым годом, 2017-м!

С Новым годом, 2017-м! Семнадцатый год в России – говорящая цифра. Её знает каждый житель нашей страны. Поэтому поздравления с наступающим семнадцатым годом звучат несколько двусмысленно. Подробнее »

 
СНГ ПЕРЕД ВЫБОРОМ
на параллелях Содружества
Петербургский неформальный саммит лидеров стран СНГ, проведенный в рамках международного экономического форума, имеет ряд существенных особенностей. Во-первых, он прошел  сразу после саммита «большой восьмерки», относительно итогов которого в некоторых государствах Содружества  существовали самые пессимистические прогнозы. 
Во-вторых,  озвученное в Германии предложение Москвы  Вашингтону  по совместному использованию расположенной в Азербайджане Габалинской РЛС,  объективно создает определенные  новые преференции для Баку в смысле интегрирования его в большую политику, чего лишены  все другие государства Содружества. В-третьих, в работе  петербургского  неформального саммита впервые решили принять участие все 12 лидеров государств СНГ.  Случаен ли этот факт?
Прежде всего,  бросается в глаза еще одна особенность. Несмотря не имеющиеся разногласия внутри СНГ,  практически прекратились разговоры о выходе из СНГ того или иного государства.  Даже Туркменистан, ранее игнорировавший СНГ-вские саммиты,  пытается не только восстановить свой реальный политический статус внутри Содружества, но и стать заметным геополитическим игроком. Но если СНГ, как заявлял Владимир Путин, является все же «механизмом цивилизованного развода» после развала СССР, то возникает вопрос: способен ли ныне существующий  политико-экономический механизм Содружества  способствовать решению качественно иных задач, встающих сейчас перед всеми государствами постсоветского пространства?
Прежде всего,  необходимо осознать, что  в настоящее время  практически  исчерпаны  те идейные ресурсы, которые были изначально заложены в фундамент СНГ  в Беловежье. Боле того,  сегодня можно говорить уже о системном кризисе, поразившем СНГ.    По оценке аналитиков,    СНГ  должно либо развалиться, либо  превратиться  в механизм реализации совместных  стратегических проектов. Только это будет способствовать  формированию такой  межгосударственной  идейно-политической среды, которая позволила бы эффективно достигать поставленных целей.
Существует всего два варианта действий: либо развивать двухсторонние отношения между этими государствами ( что практически и происходит), либо попытаться кооперировать деятельность прежде всего в сфере экономики. Если только лидеры государств СНГ возьмут на вооружение второй вариант, то они должны будут сознательно действовать в направлении цементирования постсоветского пространства (заметим в скобках, что  попытки, например, создать Союзное государство Россия – Белоруссия  при помощи  активизации кооперационных экономических связей  и  использования так называемого человеческого фактора не увенчались успехом). Это не могло не сказаться и на самом характере  реформаторства в СНГ, поскольку для всех очевидно, что  сейчас речь может идти только о  модернизации межгосударственных механизмов для регулирования процессов, идущих не только на постсоветском пространстве,  но и  на всем евразийском субконтиненте.
Но и тут не  все просто. Напомним, что еще в  саммите СНГ в Минске в ноября 2006 года было принято решение  поручить  министрам иностранных дел  разработать и представить  до 1 июня 2007 года  концепцию реформирования организации. Документ, как известно,  был подготовлен, но  найти «общий язык»  странам Содружества так и не удалось. В этой связи  некоторые аналитики связывали определенные надежды с личностью экс- главы Центризбиркома РФ  Александр Вешнякова, который, по замыслу, должен был стать  вместо Владимира Рушайло  новым  исполнительным секретарем СНГ. Однако на саммите СНГ в Петербурге президент Белоруссии Александр Лукашенко сообщил Владимиру Путину о том, что отказывается поддерживать кандидатуру Вешнякова. Согласно некоторым нашим источникам, это решение было принято под давлением беглого олигарха Березовского, с которым лидер Белоруссии стал в последнее время «проводить некоторые консультации».
С другой стороны,  Казахстан, который взял на себя главную инициативу в деле реформирования СНГ,  тоже начинает тянуть одеяло на себя», пытаясь особо подчеркнуть свою роль в качестве региональной супердержавы. Правда, выпады Астаны пока не разрушительны для Содружества. Ныне  все надежды на реформы  связываются с  предстоящим в октябре  нынешнего года саммитом СНГ в Душанбе. Стало известно, что в ближайшее время на рассмотрение глав государств Содружества будет все-таки внесен проект Концепции дальнейшего развития СНГ, подготовленный Межгосударственной рабочей группой на уровне заместителей глав внешнеполитических ведомств стран - участниц совместно с Исполкомом Содружества.

Сергей ВЛАДИМИРОВ
14.06.2007

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Baku.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©