НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

С Новым годом, 2017-м!

С Новым годом, 2017-м! Семнадцатый год в России – говорящая цифра. Её знает каждый житель нашей страны. Поэтому поздравления с наступающим семнадцатым годом звучат несколько двусмысленно. Подробнее »

 
Непризнанные государства – реальный фактор геополитики
«Непризнанные государства. Возможности и вызовы 21-го века»- так называется первый выпуск сборника « Научные тетради» Института Восточной Европы. Российские аналитики предложили различные взгляды на проблемы Карабаха, Южной Осетии и Приднестровья.

Один из инициаторов и редакторов сборника –директор Института Восточной Европы Александр Погорельский  считает, что обозначенная проблема является чрезвычайно сложной и порождена многими объективными и субъективными факторами. С одной стороны, мы наблюдаем некое злоупотребление лозунгом «право нации на самоопределение». С другой - фактом является, например, фактическое исчезновение с политической карты таких государственных образований, как Гагаузия в Молдавии или Талыш –Муганская республика в Азербайджане. Но другие аналогичные образования – Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье - существуют примерно 15 лет. Сегодня в отношении этих непризнанных государств, возможно, возник некий баланс сил, считает один из редакторов сборника « Научные тетради» Василий Жарков. Это, по его мнению, создает феномен так называемых замороженных конфликтов, когда страна метрополия, скажем, Молдавия, Грузия или Азербайджан, не имеют достаточно сил для того, чтобы вернуть эти территории. С другой стороны, мировой сообщество не демонстрирует заинтересованность в том, чтобы оказывать таким потугам массированную поддержку. Сами же самопровозглашенные государства, имея органы власти, состоявшийся бизнес, и даже свою элиту, не имеют достаточных сил для того, чтобы продвинуться уже в качестве состоявшихся государств.
Универсальных рецептов разрешения подобных проблем, как выясняется, не существует. Аналитики считают, что необходим индивидуальный подход в каждом конкретном случае. И даже, скажем, решение по Косово, которое отложено как минимум на год, очень характерно. Поэтому  тут нет,  и не может быть простых решений: искусство политиков должно заключаться в способности искать адекватные рецепты применительно к каждой конкретной ситуации.
Ясно другое. Не каждое самопровозглашенное государство автоматически может получить право на самоопределение или даже на автономное существование. Дело даже не в том, что это право в ряде случаев, особенно на Кавказе, является результатом неких военных действий, то есть, завоевано в бою. Для того, чтобы стать сложившейся нацией, этого маловато. На самом деле речь идет о зрелости государственности этих новых образований. Насколько там сложились цивилизованные государственные институты, насколько там проводятся демократические преобразования, подтвержденные экономической самостоятельностью.

Николай  КЕДАБЕКСКИЙ

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Baku.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©