24 – 25 марта новый президент Армении Серж Саркисян посетил Москву с официальным визитом. То, что для первой зарубежной поездки в новом качестве была выбрана Россия, нет ничего неожиданного. Особенно в данных обстоятельствах, когда над Арменией замаячил фантом «цветной революции».
Сюрпризом же явились некоторые высказывания Сержа Саркисяна в Москве при встрече с Президентом России Владимиром Путиным. Новый президент Армении заявил, что «всегда ощущал помощь российского Президента и в предвыборном, и в поствыборном процессе». Также он отметил, что не ожидал «такого однозначного подхода» со стороны Кремля.
В этой связи любопытно, почему же Серж Саркисян был удивлен «однозначным подходом» Кремля к Еревану, если последний официально числится в стратегических союзниках Москвы? Особенно учитывая, что Москва вместе со своими партнерами по Минской группе ОБСЕ сделала немало для того, чтобы уйти от той категоричности, с которой стал выступать Баку по карабахскому урегулированию. Тем более, что спрогнозировать отношение Москвы к действиям вышедшей на улицы Еревана армянской оппозиции было легко, опять-таки учитывая отлично налаженный личный контакт между Владимиром Путиным и Робертом Кочаряном.
Но ответ достаточно прост. Для Москвы Ереван и Баку – два равноценных стратегических партнера в регионе. Поэтому Кремль проводит политику «равного приближения» в отношении обеих республик, пресекая любые попытки устроить ссору и «перетягивание каната» на «московской площадке». Подобная стратегия, в сочетании с тупиковостью и бесперспективностью как для Армении, так и для Азербайджана попыток решения существующих проблем с помощью Запада, постепенно подталкивает руководство обеих стран на Север. На этом и строится линия Москвы в регионе.
Многие обратили внимание на следующую фразу главы российского государства: «Мы рассчитываем, что все, что было наработано за предыдущие годы, будет сохранено и будет развиваться в будущем». Поэтому, когда Серж Саркисян в Москве подтвердил, что его страна «нуждается в дальнейшем развитии отношений с Россией», стало ясно: все возвращается на свои места. Ереван сделал выбор, и теперь его дальнейшие действия как на международной арене, так и в отношениях с Россией, станут более предсказуемыми.
26.03.2008