НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

С Новым годом, 2017-м!

С Новым годом, 2017-м! Семнадцатый год в России – говорящая цифра. Её знает каждый житель нашей страны. Поэтому поздравления с наступающим семнадцатым годом звучат несколько двусмысленно. Подробнее »

 
МИРЫ ЗВЯГИНЦЕВА
«Изгнание»
В наше время формулировка «Кино не для всех» приобретает практически рекламный подтекст. Каждому хочется почувствовать себя сопричастным к двусмысленному загадочному действу, происходящему на экране, найти нечто скрытое автором, а потом ужасно гордиться собой, что додумался, догадался и блистать этой догадкой в киношных спорах с коллегами и друзьями. К тому же стали появляться передачи, помогающие зрителю расшифровать подобное неоднозначное кино. Самая популярная из них, конечно, ведома Александром Гордоном. В ней до и после просмотра избранных фильмов разворачиваются настоящие баталии между противниками и приверженцами, профессионалами и простыми зрителями данных режиссерских творений.
Последний представленный на передаче «Закрытый показ» фильм – «Изгнание» Андрея Звягинцева по произведению американского драматурга Милена Сарояна. Андрей Петрович давно зарекомендовал себя как неординарный режиссер – его фильм «Возвращение» не только собрал фестивальные призы, но и заставил задуматься и примерить на себя  психологию героев. Новый фильм также можно причислить к разряду «интеллектуального кино». С самого начала повествования ты попадаешь ситуацию вне времени и пространства. Непонятно,  где происходят события – в какие годы и в какой стране. Режиссер намеренно отстранился от каких бы то ни было привязок – отпустите свои эмоции и фантазию в свободный полет, не рассматривайте героев по национальным признакам – просто погрузитесь в историю и психологию человеческих отношений. А история-то стара, как мир. Есть Он и Она, их семья и всеубивающая и отдаляющая людей друг от друга обыденность, непонимание, которое оборачивается трагедией. И неожиданно великое смирение становится  роковой ошибкой семейной жизни.
Существует мнение, что нельзя сравнивать творения мастеров друг с другом. Но во время просмотра нельзя не вспомнить Андрея Тарковского – те же проблемы человеческих отношений в оторванном от мира пространстве, та же недосказанность, интрига сюжета, в котором нет правых и виноватых – у каждого своя правда, только ее не всегда получается донести до других, не всегда хватает времени и слов объяснить…Явно просматриваются и схожие режиссерские приемы –  бесконечные дороги, паузы в сценах, дающие зрителю возможность сделать перерыв и осознать происходящее, постоянное обращение к природе, дождь как один из главных героев – то ли слезы горькие, то ли божественная влага, смывающая все грехи, то ли живая вода, дающая начало новой судьбе.
Вокруг фильма кипят нешуточные страсти и споры: от обвинений в бессюжетности и аморальности до признания шедевром и настоящим искусством. Кто-то видит в сюжете хрестоматию по психологии, а героев воспринимает как  схематичные образы, вставленные в программу по освоению данного учебника. Другие прослеживают религиозную линию фильма и читают постоянные обращения к Всевышнему, видят святые образы даже в главных героях и воспринимают повествование как притчу.
В наше время, когда не существует других четких критериев оценки успешности фильма, кроме кассовых сборов, любое неординарное кино становится явлением. И все же суровые критики практически единогласно присвоили режиссеру звание настоящего художника, создавшего артефакт – новое, без сомнений красиво снятое кино еще раз про любовь.
Для чего снял Андрей Звягинцев этот фильм – чтобы затронуть сердца зрителей, на угоду этой самой критике и фестивальному жюри или просто для себя и узкого круга посвященных? Дискуссии на эту тему продолжаются, а тем временем вопрос так и остается открытым. Сам Андрей Петрович считает, что восприятие кино – процесс интимный и не подлежит обсуждению: чувства в процессе просмотра либо рождаются, либо там же, внутри тебя, умирают. Так что смотрите фильм. Он того стоит.

Юлия САФОНОВА
27.03.2008

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Baku.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©