НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

С Новым годом, 2017-м!

С Новым годом, 2017-м! Семнадцатый год в России – говорящая цифра. Её знает каждый житель нашей страны. Поэтому поздравления с наступающим семнадцатым годом звучат несколько двусмысленно. Подробнее »

 
МАХМУД АББАС: ПОЛИТИК В ЭПИЦЕНТРЕ ПРОТИВОСТОЯНИЯ
политпортрет
История палестино-израильского противостояния насчитывает не один десяток лет. Для того чтобы только описать эти события в хронологической последовательности, впору составлять настоящую энциклопедию. Одних только так называемых израильско-палестинских соглашений можно насчитать несколько десятков: вашингтонское, каирское, «Соглашение в Таба», «Соглашение в Уай-Плантейшн» и, наконец, «Дорожная карта». Но проблема до сих пор так и не решена, хотя, как полагают многие аналитики, у нынешнего лидера Палестинской автономии Махмуда Аббаса как никогда больше шансов вырваться из заколдованного круга.

Кто откроет врата мира?

На днях в Лондоне прошла встреча «квартета» международных посредников по ближневосточному урегулированию. Однако найти выход из лабиринта, который выстроен прежде всего в самой Палестинской автономии, где на Западном берегу власть находится под контролем Махмуда Аббаса , а в секторе Газа властвует ХАМАС, так и не удалось. Реальность такова: переговоры идут между израильским премьер-министром Эхудом Ольмером и главой Палестинской автономии Махмудом Аббасом. Но при существующем раскладе сил даже в случае достижения очередного соглашения они будут касаться только Западного берега. Поэтому вырисовывается три сценария дальнейшего развития событий. Первый: Аббасу удастся втянуть ХАМАС в переговорный процесс путем компромиссов в формировании общенационального правительства. Причем этот процесс должен быть поддержан Израилем. Второй сценарий: борьба между палестинскими группировками будет не только продолжаться, но и еще более ужесточаться, что делает так называемый процесс по ближневосточному урегулированию абсолютно неперспективным. Третий сценарий: Махмуд Аббас сходит с политической сцены, и тогда внутри Палестинской автономии борьба за власть принимает общенациональный характер с непредсказуемыми последствиями не только для израильско-палестинских отношений, но и для всего региона Ближнего Востока.
Именно в таком контексте, как считают аналитики, следует сегодня оценивать ситуацию, при которой отсутствие желания не только палестинских группировок, но и Израиля добиться прорыва в переговорах всех выводит на край пропасти. При таком ходе событий одних декларативных заявлений о желании скорейшего восстановления палестинского единства уже недостаточно.
Москва поддержала недавние инициативы Йемена, направленные на восстановление отношений между ФАТХ и ХАМАС. Но по большому счету речь идет о политической судьбе прежде всего нынешнего лидера Палестинской автономии Махмуда Аббаса. Он оказался в замкнутом пространстве между ФАТХ и ХАМАС. Поэтому, как считает министр иностранных дел России Сергей Лавров, требуется кропотливая дипломатическая работа, чтобы преодолеть существующие разногласия. Те, кто работает с палестинцами, отметил Лавров, должны поощрять их к диалогу, а не пытаться вбить клин между этими ведущими политическими силами Палестины.
Со своей стороны, Россия, имеющая хорошие отношения с ФАТХ, с Аббасом и с ХАМАС, может сделать многое, но не все. Еще больше будет зависеть от США, которые не скрывают желания добиться подписания мирного соглашения между Палестиной и Израилем до истечения президентского срока Джорджа Буша. Но для этого необходимо нестандартное решение: чтобы, например, поддержать Махмуда Аббаса, как считают аналитики, необходимо добиться того, чтобы Израиль передал ему так называемую мирную инициативу, т.е. отдать под контроль Аббаса весь западный берег и начать переговоры о статусе Иерусалима. Тогда хамасовцы могли бы не только сесть за стол переговоров, но и признать лидерство Аббаса.

Страницы биографии

В лице Махмуда Аббаса мир имеет опытного и проверенного переговорщика с Израилем. Из-за этого ему не раз приходилось вступать в конфликт с палестинским руководством, поскольку у него было свое видение решения проблем израильско-палестинского урегулирования. Вспомним, что он как лидер умеренного крыла руководства ООП являлся одним из авторов мирных договоренностей между ООП и Израилем. А 13 сентября 1993 года в Вашингтоне он подписал от имени руководства ООП палестино-израильскую «Декларацию о принципах». Более того, от имени ООП 28 сентября 1995 года Аббас подписал в Вашингтоне соглашение с Израилем о так называемом переходном периоде. В начале 2002 года он участвовал в переговорах с американскими и саудовскими экспертами в Эр-Рияде, обсуждая возможность полной нормализации отношений Израиля с арабскими странами в обмен на отвод израильских войск к границам 1967 года.
9 января 2005 года Махмуд Аббас победил на выборах, набрав 62,52 процента голосов палестинцев. Сразу после избрания он посетил сначала соседей по региону - Иорданию и Египет, а 31 января 2005 года встретился с Владимиром Путиным в ходе своего визита в Россию, входящей в «четверку» международных посредников ближневосточного урегулирования. Так были расставлены главные акценты в выработке механизма по израильско-палестинскому урегулированию, от которых Махмуд Аббас не отступил.
Он продолжил переговорный процесс с Израилем, пытаясь одновременно заключить перемирие с группировками ХАМАС и «Исламский джихад». Однако, как предполагают аналитики, именно на этом этапе Махмуд Аббас допустил ошибку, пытаясь разыграть карту ХАМАС в ходе предвыборной кампании в парламент Палестинской автономии. В результате по итогам выборов, состоявшихся в январе 2006 года, партия Махмуда Аббаса заняла второе место, получив 43 из 132 депутатских мандатов, уступив первое группировке «ХАМАС», получившей 76 мест в парламенте.
Так хамасовцы превратились в реальный фактор политики в Палестинской автономии. Когда же Аббас предложил ХАМАС сформировать коалиционное правительство на условиях признания легитимными заключенные ранее соглашения с Израилем, всем стало ясно, что лидер Палестинской автономии пытается отыграть упущенное. Но было поздно: теперь он вынужден был уже учитывать политический вес и влияние ХАМАС, заявившего о своих претензиях на общенациональном уровне. Положение усугублялось еще и тем, что ХАМАС по-прежнему не признавал право Израиля на существование, хотя и предлагал начать переговоры о долгосрочном перемирии – и то только в том случае, если израильские силы будут выведены с оккупированных в 1967 году территорий. Тогда аналитики прогнозировали, что отсутствие компромисса между партией Аббаса и ХАМАС может привести к конституционному кризису, роспуску парламента и досрочным выборам. Так оно и получилось. Правительство ХАМАС, которое возглавил Исмаил Хания, не было признано Израилем и западными державами. Серьезнейшей помехой для эффективной работы нового кабинета стало эмбарго, наложенное западными странами на поставку помощи в Палестину. А в ситуации, когда под фактическим контролем ФАТХ оставались 70-тысячные силы полиции и органов безопасности, многие опасались того, что организация попытается вернуть утраченные после выборов позиции с помощью силы.
Действительно, на протяжении всего 2006 года проходили регулярные столкновения между боевиками двух противоборствующих группировок. Осенью противостояние ожесточилось. Боевики ХАМАС были направлены для подавления акций протеста, которые проводили в Газе лояльные ФАТХ силы. В качестве ответной меры сторонники ФАТХ штурмовали штаб-квартиру действующего правительства.
16 декабря 2006 года Аббас призвал в максимально короткие сроки провести внеочередные парламентские и президентские выборы. Представители ХАМАС расценили это как попытку переворота. Тогда временно примирить противоборствующие стороны помогло вмешательство зарубежных посредников. Ключевую роль сыграл король Саудовской Аравии Абдулла. При его участии в Мекке прошли переговоры между руководителями ХАМАС и ФАТХ. 8 февраля 2007 года политический лидер ХАМАС Халед Машаль и президент Махмуд Аббас подписали соглашение о создании правительства национального единства.
Однако долговременного примирения палестинских группировок достичь не удалось. Уже в марте 2007 года возобновились вооруженные столкновения. В июне 2007 года противостояние ФАТХ и ХАМАС перешло в фазу гражданской войны. Хамасовцам удалось установить контроль над сектором Газа, а западный берег реки Иордан остался под властью Аббаса и лояльных ему сил.

Что впереди – лошадь или телега?

Таким образом, нынешний лидер Палестинской автономии оказался в эпицентре широкого противостояния. У него появились проблемы, которые самостоятельно решить ему вряд ли удастся.
Главная инициатива же находится в руках «квартета». Конечно, у каждого участника ближневосточного урегулирования есть свои интересы и имеются нюансы в подходах к решению проблемы. США продолжают считать ХАМАС террористической организацией, и это используется для того, чтобы исключить ее из переговорного процесса. Россия, напротив, считает, что изоляция ХАМАС политически неперспективна. Отсюда главный вывод: необходимо налаживать диалог с обеими силами, используя политический потенциал Аббаса. Недавний его визит в Москву показал, что Россия не стремится к развалу «квартета» и не расходится принципиально со своими партнерами. Более того, Россия оказывает не только гуманитарную, но и военную помощь, укрепляя силы безопасности Палестинской автономии на западном берегу. Задача проста: сохранить Аббаса как политического лидера для обеспечения существующего переговорного процесса.
Но с другой стороны, Москва не сбрасывает со счетов и диалог с ХАМАС. Вот в чем разница в подходах к решению проблемы при сравнении позиций России с США и Израилем. В конечном счете, к счастью, никто не заинтересован в том, чтобы разыгрывать «карту противостояния» и доводить дело до широкого вооруженного конфликта. Главное, чтобы западные партнеры России по ближневосточному урегулированию не ориентировали Махмуда Аббаса на вооруженный сценарий решения внурипалестинской проблемы. Выход должны найти сами палестинцы. Возможно, это будут, как предлагает Аббас, досрочные выборы, чтобы положить конец двоевластию в Палестине и международной изоляции. Нельзя исключать и того, что ФАТХ и ХАМАС преодолеют политические амбиции и сядут за стол переговоров с целью решить главную задачу – создать независимое Палестинское государство. Тем более, что как заявил сам Махмуд Аббас, политический плюрализм совершенно не означает раздвоение власти, вооружение группировок и беспорядки.

Виктор ГАДЖИЕВ
14.05.2008



 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Baku.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©