НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

С Новым годом, 2017-м!

С Новым годом, 2017-м! Семнадцатый год в России – говорящая цифра. Её знает каждый житель нашей страны. Поэтому поздравления с наступающим семнадцатым годом звучат несколько двусмысленно. Подробнее »

 
ЕВРОПА В КАМУФЛЯЖЕ
в повестке дня – создание единой оборонной системы
На 10 ноября намечена встреча министров обороны ЕС в Брюсселе. На фоне многочисленных встреч и переговоров на разных уровнях политиков ЕС, на которых обсуждаются разные варианты выхода из финансового кризиса, саммит силовиков вроде бы выбивается из общей панорамы событий.
А между тем ЕС под председательством Николя Саркози начинает менять структуру отношений внутри Европы не только по финансово-экономическому направлению. Свидетельством тому стало неформальная двухдневная встреча министров обороны ЕС в Довиле (Франция), на которой по инициативе Парижа и при поддержке Берлина рассматривался вопрос о создании единой оборонной системы ЕС. Причем этот проект Париж считает приоритетным в деле формирования сильного военного крыла Евросоюза.
Спрашивается, зачем ЕС так называемые союзные армии и флот, если страны Союза входят в НАТО, в структурах которой можно решать проблему совершенствования и укрепления своего военного потенциала и готовить специальные программы по обеспечения энергетической безопасности и борьбе с пиратством. Более того, кажется, что нет формальных препятствий для создания внутри НАТО и специального воздушного флота по стратегическим перевозкам, и единого военно-морского флота для патрулирования акваторий Мирового океана. Тем не менее, несмотря на декларации о евроатлантической солидарности, Франция не скрывает своего желания осуществить проект по военной интеграции Европы без США.
На поверхности лежит несколько причин. Одна из них – главная - США в Европе продвигают свои собственные военные планы, не советуясь со своими союзниками по НАТО. Так, например, решение разместить элементы ПРО на территории Польши и Чехии было принято без консультаций с ключевыми членами альянса, и только «задним числом» было оформлено как общее. Подобными действиями Вашингтон фактически расколол Европу на «новую» и «старую». С «новой» Европой заключаются двусторонние политические и военно-технические соглашения, что не только выводит Париж и Берлин за скобки военной доктрины НАТО, но и лишает их возможностей проводить самостоятельную внешнюю политику. В этой связи можно вспомнить и вторжение США в Ирак, когда Франция и Германия не поддержали своего американского союзника. Что же касается Афганистана, где под эгидой НАТО ведутся безуспешные боевые действия против талибов, то Североатлантический альянс демонстрирует там свою военную недееспособность. Дело дошло до того, что, как подметил министр иностранных дел России Сергей Лавров, в Афганистане на кон поставлена судьба НАТО как блока.
С другой стороны, кавказский кризис показал, что в Североатлантическом альянсе политическая составляющая стала преобладать над совместными военно-оборонными интересами, что чревато для членов альянса очередным втягиванием в «чужой конфликт». В результате выяснилось, что сохранившая на Западе со времен «холодной войны» блоковая система международных отношений стала давать опасные сбои даже там, где ход событий казался вполне предсказуемым. Выявилась также уникальная ситуация: полное отсутствие такого политического поля, на котором можно было бы упреждать форс-мажор. Если исходить из формальной стороны дела, то Москва и Тбилиси могли бы проигнорировать миссию президента Франции Николя Саркози как председательствующего в ЕС, поскольку обе страны находятся за пределами «политической Европы».
Что же касается США, выглядевшие ранее в роли «главного арбитра» в российско-грузинских отношениях, то они не справились со своей задачей по предотвращению вооруженного вторжения Грузии в Южную Осетию, поставив общеевропейский мир на грань пропасти.
Одним словом, кавказский кризис выявил деградацию НАТО как военно-политического блока. Поэтому активные усилия Парижа по созданию альтернативной военной структуры, выступающей уже под единым европейским флагом, являются закономерным, и в некоторой степени, вынужденным шагом. Теперь Париж пытается ускорить процесс строительства новой «архитектуры безопасности» в Европе с возможным подключением к ней России.
Не случайно министры обороны стран ЕС в Довиле обсуждали возможность реализации ряда совместных программ, в частности, формирование общего парка военно-транспортных самолетов А-400М и сотрудничество в создании своих спутников наблюдения следующего поколения. В условиях реального становления многополярного мира, отмечает в этой связи французская газета Le Figaro, появление общеевропейского пространство в сфере обороны предполагает появления нового «центра силы».
Но проблема в том, насколько такой «центр силы» будет сопрягаться со всей Европой. В данном случае вырисовывается два варианта возможных действий. Первый: ЕС приступает к проведению очередных структурных преобразований и вырабатывает новый формат внутренней интеграции. Это будет означать стимулирование к «изгнанию» влияния США в «новой Европе». Второй вариант: «старая» Европа структурируется в особую зону, выводя во второй эшелон страны Восточной Европы, которые, будучи в ЕС, взяли на вооружении тактику односторонней ориентации на США.
Без определенности в этом вопросе ЕС не может проводить не только какую-либо общую линию в отношениях с США и Россией, но и выстраивать свою «архитектуру безопасности». Одним словом, становление многополярного мира породило парадокс появления многополярной Европы. Вот почему «старая» Европа начинает выдвигать на первый план идею «финляндизации новой Европы». В противном случае существующая многополярность в Европе может превратиться в реальный геополитический фактор, как это было уже в 20-е - 30-е годы прошлого века. Но мы знаем, к каким последствиям для судьбы этого континента, да и для всего мира, привела подобная расстановка сил.

Сергей ВЛАДИМИРОВ
15.10.2008


 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Baku.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©