НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

С Новым годом, 2017-м!

С Новым годом, 2017-м! Семнадцатый год в России – говорящая цифра. Её знает каждый житель нашей страны. Поэтому поздравления с наступающим семнадцатым годом звучат несколько двусмысленно. Подробнее »

 
КАПИТАЛИЗМ С ФРАНЦУЗСКИМ ЛИЦОМ
мировой финансовый кризис
Мировые СМИ переполнены рассуждениями о причинах мирового финансового экономического кризиса 2008 года. Сам же кризис быстро оброс историей. Главной особенностью текущего момента является «пропасть» между властными элитами различных стран и мировым экспертным сообществом. Эта «пропасть» включает в себя не только несовпадающее видение причин текущего мирового кризиса, но и способов борьбы с кризисом и сроков кризиса. Как иронично заявил одному из авторов академик Сергей Глазьев, в информационном потоке тонут и те, у кого есть экономические знания, и все остальные.
Первоначально была выстроена следующая хронология: лето 2006 года - появление проблем с возвратом ипотечных кредитов в США, август 2007 года - переход кризиса в открытую фазу, когда невозвраты привели к массовым банкротствам и все заговорили о рецессии в американской экономике, сентябрь 2008 года - в США и в Европе возникли проблемы с банковскими кредитами. Однако президент США Джордж Буш накануне саммита «двадцатки» в Вашингтоне опроверг суждения о первопричине мирового финансового кризиса, объясняющегося провалом американской ипотечной системы. По его словам, в «других странах регулирование ипотечного рынка было более развито, чем в США, однако эти государства столкнулись с похожими проблемами».
Кстати, Джордж Буш ввел в оборот понятие «глобальный кризис», что предполагает выход анализа за пределы американской финансово-экономической системы и рамки известных циклических явлений экономического характера. Если это так, то его разрешение потребует в лучшем случае «нестандартных» макросистемных решений и сравнительно длительного времени. Как считает министр финансов США Генри Полсон, мировые рынки могут еще долгое время не отойти от свалившихся проблем кризиса: «Испытываемый в настоящий момент финансовый кризис имеет серьезный и затяжной характер».
Бернард Коннолли, ведущий мировой стратег лондонского подразделения American International Group’s Banque AIG, пошел еще дальше: «Мировая капиталистическая система на грани коллапса; она не может противостоять краху на фондовом рынке». Более того, эксперты обобщают: «Существующая мировая финансовая система с долларом как мировой резервной валютой, создавалась в условиях, когда аналогичными действиями занималась только одна группа стран – ближневосточные государства, торгующие нефтью. Доллар остался один, но теперь уже две группы стран с хорошими доходами, но слабо развитой финансовой системой закачивают в США свои деньги. Только Китай накопил триллион долларов и в этом году может прибавить к нему еще 200 миллиардов. Опасность здесь в том, что если не дай бог случится кризис в растущих азиатских экономиках, это сразу уронит и цены на нефть. И тогда обмелеют сразу оба источника, накачивающие американскую финансовую систему деньгами».
Не высказал оптимизма и министр финансов Бразилии Гиду Мантега. При этом он заметил, что он поражен, насколько быстро проблемы с кредитованием перебрасываются на реальный сектор экономики. «Это вызов для развитых стран. Пакет мер, принятый в США и Европе, лишь смягчил проблему», - констатировал глава бразильского минфина.
По одним данным глобальный финансовый кризис закончится, когда освобождающийся от устарелых производств финансовый капитал, частично обесценившись в лопнувших «пузырях», найдет себе дорогу в новейших технологиях. Однако это представление о «свете в конце тоннеля», построенное на основах классических, описанных в учебниках по экономике менеджерских технологий. Суть их заключается в фиксации момента перехода ведущих стран мира в фазу формирования в экономике нового технологического уклада. При этом, когда идет замещение технологических укладов и переход с одной длинной волны на другую, происходит обесценивание капитала в устаревших производствах. Он перетекает в финансово-спекулятивные операции, частично обесценивается, а частично находит себе приложение в новейших технологиях. На первый взгляд, вроде бы убедительная, логически выверенная позиция. Но только на первый взгляд, потому что нет ответа и на вопрос о сроках обозначенного «переходного периода», и не сдетонируют ли под ударами кризиса во многих государствах мира различные нерешенные внутренние проблемы, прежде всего политического свойства?
Такую опасность многие чувствуют нутром. Но рассуждают общими словами о неизбежности наступления в мире эпохи «невиданных политических перемен». Так считает, например, известный эксперт академик РАН Андрей Кокошин. По его мнению, экономический спад в США реально угрожает и стабильности мировой политической системы. Поэтому, по мнению академика, потребуются в первую очередь согласованные действия всех ведущих стран мира, включая Россию. На этом направлении вроде предпринимаются заметные усилия. Так Президент Дмитрий Медведев, выступая на саммите «большой двадцатки» в Вашингтоне, призвал ведущие мировые страны перестроить все институты финансовой системы. И также призвал «двадцатку» и дальше сотрудничать в сфере глобальной экономики, а «восьмерку» - касательно вопросов мировой безопасности. Одновременно было предложено создать комиссию авторитетных экспертов, неких финансовых гуру.
Эти идеи является синтезом накопленных человечеством практических и исторических знаний. Потому что если же мыслить привычными историческими аналогиями, то невольно вспоминается то, что главными последствиями мирового экономического порядка в конце 20-х - начале 30-х годов прошлого века стало нарастания кризиса Версальско-Вашингтонской системы международных отношений.
В свою очередь президент Буш, например, предпочитает термин «модернизация», а не «революционные перемены» в мировой финансовой системе, настороженно относится к некоторым предлагаемым нововведениям. На саммите «двадцатки» президент США призвал мировых лидеров реформировать финансовую систему, но не изменять курсу свободной рыночной экономики: «Мы сосредоточим наше внимание на пяти главных целях: понимание причины глобального кризиса, анализ эффективности предпринимаемых в ответ шагов, определение принципов реформирования финансовой и регулятивной систем, запуск конкретного плана действий, направленных на реализацию этих принципов, подтверждение нашей убежденности в том, что принципы свободного рынка дают наиболее верный путь к прочному экономическому благосостоянию. Страны должны отвергнуть призывы к протекционизму, коллективизму и пораженчеству перед лицом брошенного нам сегодня вызова».
Джордж Буш также подчеркивал, что сейчас страны лучше, чем в прошлом, координируют свои действия по урегулированию кризиса. В то же время лидеры ряда европейских стран прибыли на саммит вместе с плохой новостью: экономика зоны евро впервые в своей истории впала в рецессию. По данным «Евростат», два квартала подряд в экономике наблюдался спад.
Поэтому уже возникла идея проведения повторного саммита уровня вашингтонского в феврале 2009 года, когда приведут к присяге избранного президента Барака Обаму.

Москва между Парижем и Вашингтоном
В настоящее время обозначены два подхода к выходу из мирового финансового кризиса: технократический, олицетворяемый Вашингтоном эпохи Джорджа Буша, и идейно-политический, озвученный пунктирно президентом Франции Николя Саркози.
В первом варианте принимаются любые сценарии второстепенного свойства: расширение форматов саммитов - вместо «восьмерки» «двадцатки», модернизация глобальной финансовой системы с помощью существующих, но модернизированных финансовых институтов, допускающих множественность мировых финансовых центров и даже мировых резервных валют. То есть на первый план выносится проблема усовершенствования технологий управления, в том числе на основе гармонизированной системы международных и национальных стандартов в деятельности участников финансового рынка.
Второй вариант – французский - намного глубже. Потому что Николя Саркози предлагает «работать сообща и сообща строить капитализм завтрашнего дня». Что имеется в виду? Глава французского государства в ряде своих выступлений, в частности на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, высказался за «регулируемый капитализм». Ему не по нраву положение дел, когда целые области финансовой деятельности отданы на откуп исключительно рыночным игрокам. А в речи, произнесенной в Тулоне, Саркози призвал «полностью пересмотреть всю финансовую и денежную систему мира». Он назвал «безумным» ультралиберальный тезис, в соответствии с которым «рынок всегда прав». По словам Саркози, необходимо ужесточить государственный контроль за банками и усилить их ответственность за спекулятивные операции с использованием сомнительных финансовых инструментов.
То есть фактически речь идет о выходе из финансового кризиса преимущественно за счет принятия мер политического характера, начиная с укрепления роли государства в экономике. В самой Франции Елисейский дворец уже сделал максимум возможного для поддержки национальной банковской системы, которая, по мнению директора Банка Франции Кристиана Нуайе, является сейчас «одной из самых надежных в мире». В частности, государство взяло на себя часть финансовых рисков, с которыми сталкиваются предприятия, решило за счет выдачи необходимых гарантий привлекать накопления французских вкладчиков. Поэтому когда Николя Саркози заявил, что «Россия подготовила очень качественные предложения по реформированию мировой финансовой системы, которые близки к тому, о чем говорить Европа», возникла масса вопросов не только технико-экономического свойства. И вот почему.
Президент Николя Саркози как-то заявлял: «Я верю в рынок, в конкуренцию, в капитализм, в Европу. Но я также верю в человеческую ценность, в этику, в справедливость и в труд. Трудящиеся должны вернуть себе потерянный престиж. Их «предали левые» и слишком долго не замечали правые». Далее: «Не может быть будущего у такого капитализма, где вся собственность растворена на бирже. Поэтому необходимо уравновесить финансовый капитализм поощрением предпринимательства и семейного капитализма».
Говоря иначе, глава Франции пытается реанимировать и ввести в большую политику идеи голлизма в сочетании с либерализмом – сильная власть и либеральная экономика, но европейского, а не американского типа. Он заявляет о необходимости вернуть в «республиканское поле» тех людей, которые «от отчаяния голосуют за ультраправых или ультралевых, пытается их убедить, что их голос будет услышан».
Мы можем с высокой степенью вероятности предполагать, что значительная, если не подавляющая часть французской и европейской политической и деловой элиты позитивно воспримет такого рода инициативу. В экспертном сообществе ЕС среди ряда политиков и бизнесменов растет понимание того, что альтернативой нынешнему мировому финансово-экономическому порядку может не только быть фрагментация мировой валютно-финансовой системы, но и модернизация в ряде стран политической системы. Более того, в Европе осознают, что в современных условиях возросшей взаимозависимости субъектов мировой экономики и субъектов мировой политики динамика ускорения многих процессов кризисные явления может стимулировать политические перемены.
Речь идет, конечно, не о «заговоре» против США. Скорее всего, Париж пытается расколоть «проамериканский мир», используя императив коалиционной политической стратегии по преодолению структурного финансово-экономического кризиса путем создания широкой общеевропейской политической коалиции с участием группы ведущих стран мира, включая Россию и, возможно, США, образа Барака Обамы. При этом следует учитывать, что Россия остается пока единственной соразмерной с США сверхдержавой с точки зрения своего стратегического ядерного потенциала.
Это – с одной стороны. С другой – как заявила накануне саммита Россия-ЕС в Ницце член Еврокомиссии по внешним связям и политике добрососедства Бенита Ферреро-Вальднер, специальные исследования, проведенные в ЕС, «подтвердили глубину и широкий охват сотрудничества ЕС-Россия и выявило, насколько сильно наши экономические системы зависят друг от друга».
Вот почему эксперты многих стран мира анализируют глубину нынешнего так называемого «ипотечного кризиса», начинают больше обращать внимание на противостояние доллар - евро, усматривая в этом не только признаки возможных последствий кризиса для долларовой валютно-финансовой системы, но и на возможные политические перемены в мире, или в отдельных государствах.
Во всяком случае, согласно сообщениям Агентства деловой информации Bloomberg, долларовая доля мировых валютных запасов упала до рекордно низкого уровня. Если в конце июня 2007 года на доллар приходилось 65% мировых валютных запасов, то в конце сентября эта доля снизилась до 63,8%. За тот же период доля евро увеличилась с 25,5 до 26,4%. Эти данные, подчеркивает Bloomberg, показывают, что центральные банки диверсифицировали свои валютные запасы, избавляясь от долларов. Вообще аналитики допускают такой сценарий: в недалеком будущем создаются региональные зоны со своими валютами и эмиссионными центрами. Но для расчетов между ними нужна новая мировая денежная единица. Ее создают так же, как европейские страны создали евро, а для управления новой глобальной валютой формируется некая комиссия - вместо МВФ. Но такая система, скорее всего, возникнет как завершающий этап процесса заключения региональных соглашений в отношении валютного, экономического и торгового сотрудничества, например, между Россией и Западной Европой, между Россией, Китаем и Индией, между Восточно-Азиатскими государствами и т.д.

Чем отличается экономика от политэкономии?
Зададим еще один вопрос неакадемического свойства: «Чем отличается кризис в России от кризиса в мире?» Тем, что представители так называемого экономического блока в Правительстве категорически отказываются называть сложные финансово-экономические проблемы в стране «кризисом» и связывают эти факторы с последствиями и влияниями мировой финансовой системы, «составной частью которой является Россия».
«Я всегда был не согласен с нашими экономистами, потому что только у нас экономика политическая: везде экономика - просто экономика, а в России – политическая, - говорит лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский. - Когда-то в советское время мы изучали политэкономию, но потом ее отвергли, потому что там в основу был заложен марксизм. Но с точки зрения самой России экономика у нас все-таки действительно политическая».
Итак, как утверждают многие авторитетные эксперты, мировой кризис происходит из-за избытка денег, избытка спекулятивных инструментов, из-за огромного количества спекулятивных финансовых «пузырей». А российский кризис, наоборот, - от недостатка денег. Это – во-первых. Во-вторых, более 60% российской денежной массы сформировано под иностранный кредит. «Когда Центральный банк печатал деньги только под покупку иностранной валюты, происходило вполне естественное доминирование источников иностранного кредита как основы для российской денежной массы»,- рассказывает академик Сергей Глазьев. Поэтому отечественная денежная масса превратилась в маргинальную и колеблется вслед за колебаниями мирового спекулятивного капитала. Две трети сделок на финансовом рынке совершаются в пользу нерезидентов: ушли деньги нерезидентов - рухнул финансовый рынок. Добавим к этому и то, что экономика России носит сырьевой характер. Почти три четверти российских инвестиций – это инвестиции в сырьевые сектора. И что бы сейчас ни говорила власть о диверсификации экономики, существующая структура инвестиций будет определять российскую экономику еще лет пять. В итоге, если в США на один доллар в экономическом обороте вращается примерно 25 долларов, то у нас, наоборот, на один рубль в экономике – три рубля заморожены в резервах и вывезены за рубеж. «Чего хотела добиться при этом Россия?, - рассказывает депутат Государственной Думы Оксана Дмитриева. - Во-первых, стерилизации денежной массы с блокировки инфляции. Во-вторых, страховки своих рисков с иностранных ценных бумагах. Ни та, ни другая цели не были достигнуты». Стерилизация денежной массы не происходила потому, что ежегодный прирост Стабилизационного фонда в 2 - 2,5 раза перекрывался приростом внешнего частного долга. Вторая задача- страхование рисков за счет иностранных ценных бумаг также провалилась, поскольку «черный вторник» начался одновременно по всему миру. Сейчас, как утверждают эксперты, выход из кризиса и возврат иностранных ценных бумаг по цене приобретения практически невозможны. Поэтому, как утверждает Оксана Дмитриева, то, чем мы располагаем,- это текущий неразмещенный профицит бюджета этого года и сальдо торгового баланса. То есть реальный резерв страны в самом разгаре финансового кризиса составляет 100 - 150 млрд. долларов.
Это экономика или политика? Взглянем на ситуацию теперь с точки зрения реального сектора. Россия опять в противоречивой ситуации. С одной стороны, существует реальная потребность в машинах и механизмах. С другой - нефтяные, газовые, строительные компании не проводят тендеров, не ведут закупки техники главным образом из-за отсутствия денежных средств. И еще. Центральный банк России почему-то отказывается иметь грамотный инструментарий по моделированию различных сценариев денежной политики. Вследствие этого последняя ведется субъективными методами без оценки ожидаемых последствий, «на глазок». Что естественно сопровождается ошибками системного характера. Это политика или экономика? Необходимо признать, что профессионального обсуждения как обозначенных процессов в экспертном сообществе только начинается. Серьезным толчком к этому стал набор «политических тезисов», озвученных в Послании к Федеральному Собранию Президентом РФ Дмитрием Медведевым. Оно действительно относится к разряду сенсационных.
Глава российского государства «неожиданно» предложил изменить Конституцию и увеличить срок полномочий президента до 6 лет, а депутатов Госдумы - до 5 лет. Более того, депутаты Госдумы почти мгновенно приступили к рассмотрению законопроекта об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Госдумы. Если верить сообщениям некоторых СМИ, то предполагалось, что депутаты нижней палаты российского парламента рассмотрят соответствующий законопроект сразу в трех чтениях. Принципиально ситуацию не меняет и то обстоятельство, что пока законопроект принят в первом чтении. Спикер Госдумы Борис Грызлов сообщил журналистам, что рассмотрение во 2-м и 3-м чтении перенесено на 19 ноября. Добавим к этому, что в интервью французской газете «Фигаро» Дмитрий Медведев заявил, что изменения срока полномочий Президента и Государственной Думы касаются только будущих выборов, которые должны состояться в 2012 году.
К чему же такая спешка, особенно в условиях, когда основное внимание общества поглощено все же финансовым кризисом? Однако только этим «политические тезисы» Послания не исчерпывается. В нем еще 11 пунктов. Так, Дмитрий Медведев назвал «несправедливой» и подлежащей исправлению ситуацию, при которой в Думу не попадают представители партий, набравших меньше 7% голосов. Однако вместо отмены 7-процентного барьера Президент предложил выделять всего 1 - 2 депутатских мандата, да и то партиям, набравшим от 5 до 7% голосов. Более того, было озвучено намерение отменить сбор подписей партиям, набравшим более 5% голосов, либо создавшим фракции в более чем трети региональных парламентов. А альтернативу сбору подписей (денежный залог) в Послании и вовсе предлагается отменить. Одновременно в закон о партиях предлагается внести поправки, обязывающие производить ротации руководящего партийного аппарата, согласно которым одно и то же лицо не может занимать определенную руководящую должность в аппарате партии дольше определенного срока.
Прямо скажем, что это - черная метка «системным» Зюганову и Жириновскому. Дмитрий Медведев предложил также обязать Правительство ежегодно отчитываться перед Государственной Думой, в которой большинство принадлежит «Единой России» и председателем которой является премьер-министр Владимир Путин. То есть фактически глава партии будет отчитываться перед своей же партией.
Также было заявлено, что члены Совета Федерации должны одновременно являться депутатами местных парламентов. Что же касается системы назначений губернаторов, то их будет назначать Президент, но по представлению партий, победивших в регионах.
И все же общий смысл предложенных Президентом политических реформ не стоил бы подробных комментариев, если бы существовала уверенность, что речь идет о грядущем 2012 годе. К тому времени, как говорят, много воды утечет. Похоже, что дело в другом. Управлять Россией на фоне тяжелого экономического кризиса и управлять Россией в условиях динамичного экономического роста – это две разных задачи. Нынешний кризис безусловно создал новые вызовы для российских властей.
По мнению некоторых аналитиков, он показал, что прочность выстроенной вертикали власти была переоценена Кремлем, так как в конструкции самым устойчивым элементом остается только глава государства. От участия в принятии политических решений даже на уровне экспертных дискуссий отстранены все те политические игроки, кто просто думает иначе. В результате социальная база «вертикали», что особенно очевидно проявилось в ходе финансового кризиса, перестала быть неустойчивой.
Более того, если верить утверждениям французских аналитиков о том, что политические реформы Дмитрия Медведева содержат в себе элемент в первую очередь новых геополитических приоритетов, то можно предполагать грядущие серьезные перемены в высших эшелонах российской власти.
Что становится главным катализатором этих процессов в России - экономика или политика - предстоит выявить будущим историкам. Но очевидно одно: мировой финансовой кризис обнажил многие проблемы взаимоотношений России и США. Решить их по разным причинам не удалось, несмотря на все попытки договориться . Теперь наступает время, когда Москва стала серьезно задумываться о диверсифицикации свои отношений с Западом, идти на возможный стратегический союз с ЕС, сохраняя при этом «понимание» в Вашингтоне. Но в ситуации, когда хозяином в Белом доме стал демократ, Россия оказывается в совершенно иной системе координат. Поэтому выбор, который приходится ей делать в деле защиты своих экономических и геополитических интересов, сам по себе предполагает серьезную модернизацию политической системы. Так что перемены уже не за горами.

Станислав ТАРАСОВ, Дмитрий ЕРМОЛАЕВ
19.11.2008

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Baku.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©