НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

С Новым годом, 2017-м!

С Новым годом, 2017-м! Семнадцатый год в России – говорящая цифра. Её знает каждый житель нашей страны. Поэтому поздравления с наступающим семнадцатым годом звучат несколько двусмысленно. Подробнее »

 
ПРАПРАВНУКИ КАПИТАНА ФЛИНТА
Кто стоит за спиной сомалийских пиратов
Еще недавно мало кто задумывался над тем, что голливудские фильмы о «Пиратах Карибского моря» или серия исторических «познавательных» телепередач Би-би-си станут прелюдией уже современных событий. Как-то «неожиданно» появился очередной пока еще неразгаданный феномен - современное морское пиратство. Но сегодня по мере развития событий в районе Африканского Рога становится все более очевидным, что речь идет уже не о паре сотен неизвестных оборванцев, пытающихся нажиться на выкупах захваченных ими кораблей. Все значительно сложнее.

Свидетельствует статистика
Пираты и в наше время «пошаливали» на просторах Мирового океана. В качестве «опасных зон» на морских картах фигурировали, как правило, южные моря. Особенно «тревожным» считался Малаккский пролив, разделяющий Малайзию и индонезийский остров Суматра. Но в целом правительство Индонезии под давлением мирового сообщества держало там ситуацию под своим контролем.
Вот почему когда, начиная с 2004 года, в районе Африканского Рога стал наблюдаться всплеск активности сомалийских пиратов, царила иллюзия, что и там можно будет навести порядок. Правда, экспертов немного тревожил факт гражданской войны в Сомали, потеря там дееспособности центральной власти. Однако они были уверены, что сомалийские пираты на своих надувных лодках если и захватят какой-либо корабль, то по чистой случайности. Поэтому когда на лентах информационных агентств участились сообщения об атаках морских корсаров на торговые корабли в районе Африканского Рога, поначалу эта информация воспринималась в качестве некоторой экзотики. Тем более, что на телеэкранах доминировали сюжеты, на которых было видно, как судно-жертву догоняют на 2 – 3 маленьких быстроходных лодках и берут на абордаж около десятка людей, вооруженных обычным стрелковым оружием. Затем они уводят захваченные суда в свои бухты и держат их до тех пор, пока судовладелец не передаст предлагаемый выкуп.
Только позже выяснилось, что по большому счету спецслужбы мира «прозевали» или «замолчали» так называемый «инкубационный период» сомалийского пиратства, который дал о себе знать в полную силу в начале 2008 года. Неожиданно Аденский залив - одна из важнейших артерий мировых морских торговых перевозок, через которую проходит 11 процентов мирового экспорта нефти, - стал самым опасным местом для судоходства в мире. По данным ООН, только в течение нынешнего года у берегов Сомали зарегистрировано 120 нападений пиратов, в ходе которых было захвачено несколько десятков торговых судов и 600 моряков. В качестве выкупа пираты получили уже более 150 миллионов долларов. Более того, в настоящее время сомалийские пираты стали захватывать не просто обычные торговые корабли. Они охотятся за контейнеровозами, следующими из Азии в Европу с товарами на многие миллионы долларов.
15 ноября пираты, например, провели самую крупную атаку, захватив саудовский нефтяной танкер «Супер Сириус», с 25 моряками на борту и водоизмещением 318 000 тонн. Нефти на нем на 100 млн. долларов. Это нападение примечательно еще и тем, что произошло не в Аденском заливе, а за его пределами. Сейчас пираты добиваются получение выкупа наличными, угрожая в противном случае «катастрофическими» последствиями.
Таким образом, как считает представитель Международного бюро по мореплаванию Ноэль Чунг, «ситуация в акватории Африканского Рога стала неконтролируемой». Морские перевозчики вынуждены менять маршруты. Теперь суда все чаще идут вдоль южного побережья Африки, вместо того чтобы плыть через Суэцкий канал. По сообщениям агентства «Рейтер», датская компания A.P. Moller-Maersk направила около 50 нефтяных танкеров вокруг мыса Доброй Надежды (ЮАР).
Об изменениях маршрутов перевозок сообщила и норвежская компания Frontline, которая осуществляет перевозку значительных объемов нефти с Ближнего Востока на мировые рынки. Добавим ко всему и то, что разгул пиратства у берегов Сомали стал причиной повышения страховых ставок для компаний-перевозчиков, что заметно отражается на стоимости энергоносителей и конечных продуктов. Более того, по оценкам экспертов, изменение маршрутов перевозок нефтепродуктов приведет к тому, что длительность перевозки увеличится в среднем на 12 дней, а стоимость вырастет на 25 - 30%.

Сомалийский капкан
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун считает главной причиной разгула пиратства в Сомали бедственное экономическое положение страны, которая вот уже полтора десятка лет находится в состоянии гражданской войны. 14 ноября отряды исламистов Сомали захватили город Элашу всего в 17 километрах от столицы страны Могадишо. Президент страны Абдуллахи Юсуф Ахмед и премьер-министр переходного правительства Нур Хасан Хусейн 11 октября 2008 года договорились выработать конституцию и создать условия для формирования политических партий. Однако до сих пор они так и не сформировали правительственный кабинет. В итоге вся административная деятельность в стране практически парализована. Не работает и парламент, который находится на территории соседней Кении. Страна разорвана на самопровозглашенные автономии, клановые и племенные образования.
Но дело не только в Сомали. В последнее время резко обострилась ситуация на границе Эфиопии и Эритреи. По мнению аналитиков, там может вновь вспыхнуть война. Миротворцы так называемого Африканского союза блокированы в местах дислокации. Одним словом, в регионе господствуют исламисты движения «Аш-Шабаб», которое, по сведениям американских спецслужб, тесно связано с «Аль-Каидой». Один из руководителей этой группировки шейх Аль Мансур заявил 15 ноября, что якобы пиратов в Сомали нет, а есть «борцы с браконьерством в прибрежных водах и добровольная береговая охрана». А военные корабли зарубежных государств называются шейхом «авангардом колонизаторов, мечтающих прибрать к рукам неисчислимые природные богатства Сомали».
В этой связи некоторые «горячие головы» предлагают, что конец пиратству может положить только наземная военная операция. Но ООН отвергла предложение направить в страну миротворческий контингент не только потому, что международные миротворцы уже столкнулись с серьезными проблемами в соседних Конго и Судане. Многие осознают, что «Аль-Каида» пытается втянуть мировое сообщество в военные «разборки» в этом регионе Африки для того, чтобы открыть против Запада после Ирака и Афганистана так называемый «третий фронт».

Сеть «Аль-Каиды»
Эксперты считают, что захват каждого корабля сомалийскими корсарами имеет свою «историю». Они уверены, что в регионе действуют мобильные группы, имеющие современное оружие, небольшие скоростные катера с современными средствами связи. За этими группами «пиратов» стоят некие влиятельные силы, находящиеся за пределами региона. Например, по мнению одного из аналитиков Би-би-си Юсуфа Гараада, пираты, захватившие саудовский танкер, являются «опытной организованной группировкой, имеющей контакты в Дубае и в соседних странах». А по мнению германской газеты «Цайт», те, «кто все просчитывает и организовывает нападения на торговые суда, находятся не в Сомали, а, возможно, в соседней Кении, в странах Персидского залива, и даже в Англии или в Канаде». Оттуда и осуществляется наводка на суда, проходящие через Аденский залив.
Причем наводчиков интересуют лишь те корабли, которые являются удобными для захвата с технической точки зрения и принадлежат тем судовладельцам, которые способны заплатить серьезный выкуп. Что же касается операции «Выкуп», то она, как правило, осуществляется в третьих странах, после чего посредники передают телефонные «приказы», и суда с командами отпускают.

Строительство новой международной коалиции
Международное сообщество, несмотря на неоднократные призывы ряда стран, пока не способно взять ситуацию в Сомали под свой контроль. Насколько современные торговые суда в принципе защищены от пиратов? Существует ли в мире программа обеспечения безопасности судов и экипажей, в чем она состоит, как и кем внедряется? Может ли военное патрулирование силами ВМС различных стран решить проблему пиратских нападений?
По некоторым сведениям, ВМФ России сейчас изучает информацию о планирующейся операции Военно-морских сил стран Евросоюза против сомалийских пиратов в районе Аденского залива. Она должна начаться 8 декабря нынешнего года. В этой акватории Мирового океана уже находится российский сторожевой корабль «Неустрашимый», который участвует в проводке караванов судов в районе Африканского Рога. Как сообщил начальник российского Генштаба генерал армии Николай Макаров, сейчас разрабатывается более детальный план антипиратской операции в Аденском заливе. Тем более, что Совет Безопасности ООН разрешил странам применять силу против пиратов в территориальных водах Сомали. За такое решение проголосовали все члены Совбеза.
То, что с сомалийскими пиратами необходимо срочно что-то делать, сомнений нет. Только не будем забывать, что когда в апреле 2008 года бойцы французского Commando Hubert (Коммандо Юбер), при поддержке антитеррористического подразделения жандармерии (GIGN) и командования СО (COS), освободили 30 захваченных пиратами французов, то по наводке французской разведки DGSE они решили не задерживаться на территории Сомали. Это при том, что DGSE всегда имело сильные позиции в Африке и располагает серьезными агентурными ресурсами. Добавим также и то, что именно французы несколько раз делились с американцами точной информацией о нахождении на территории Сомали исламских боевиков из «Аль-Каиды». Но американцы ни разу не применяли спецназ против пиратов, хотя оперативные возможности у них были.
Трудно судить, с чем это связано, но факт остается фактом. Похоже, что на сей раз они решили действовать по варианту создания очередной широкой международной коалиции уже по борьбе с сомалийскими пиратами.
Теперь известно, что ВМС США, эскадра ЕС и корабли ВМФ России будут присутствовать в районе Африканского Рога на регулярной основе. «Этого требует обстановка, которая сложилась в районе Африканского Рога и Аденского залива, где резко активизировались сомалийские пираты», - заявил главком ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий.
Добавим к этому и то, что к борьбе у африканского побережья и в районе Аденского залива могут присоединиться и западные элитные спецподразделения. Вместе с тем вряд ли удастся справиться с пиратами только с помощью боевых кораблей и спецназа. Без серьезной разведывательной информации и без совместного сотрудничества (независимо от текущих нюансов во взаимоотношениях на уровне стран) - эта борьба обречена на неудачу. Так что, видимо, мы станем свидетелями достаточно острых перипетий международной кампании по борьбе с пиратством.

Станислав ГЯНДЖИНСКИЙ
26.11.2008


 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Baku.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©