НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

С Новым годом, 2017-м!

С Новым годом, 2017-м! Семнадцатый год в России – говорящая цифра. Её знает каждый житель нашей страны. Поэтому поздравления с наступающим семнадцатым годом звучат несколько двусмысленно. Подробнее »

 
СНГ НА РАСПУТЬЕ
это еще раз подтвердил неформальный саммит в Казахстане
Неформальный саммит с участием глав ряда стран СНГ в резиденции президента Казахстана Нурсултана Назарбаева Боровое, несомненно, оставит след в новейшей истории государств на постсоветском пространстве.
По многим причинам. Во-первых, для участия в работе саммита прибыли не все страны-члены СНГ. В его работе приняли участие президенты Таджикистана, Кыргызстана, Армении и России: Эмомали Рахмон, Курманбек Бакиев, Серж Саргсян и Дмитрий Медведев. По информации сотрудника пресс-службы администрации президента Казахстана, в многосторонней встрече отказались принять участие приглашенные на нее главы Туркменистана, Узбекистана и Белоруссии.
Кроме того, в Боровое не приехали президенты Украины, Азербайджана и Молдавии. Это тем более странно, если учесть, что Кишиневу с 1 января 2009 года переходит председательство в СНГ. Если судить по высказываниям, которые раздаются из аппарата Нурсултана Назарбаева, Астана изначально приглашала на эту встречу лидеров далеко не всех стран, входящих в СНГ, а потому встреча не смогла стать неформальным саммитом СНГ. Провести же встречу лидеров ОДКБ также не удалось, поскольку президент члена этой организации - Узбекистана Ислам Каримов отказался от участия в ней.
Президент России Дмитрий Медведев предложил лидерам Армении, Казахстана, Киргизии и Таджикистана сверить свои позиции с тем, чтобы Россия на предстоящем в апреле 2009 года саммите «большой двадцатки» в Лондоне могла представлять коллективные интересы своих партнеров. «Я хотел бы, - заявил Дмитрий Медведев, - сверить с вами часы, чтобы Россия, которая поедет в Лондон, представляла наши коллективные интересы, поскольку ответом на нынешний кризис могут быть только коллективные действия».
В данном случае, поскольку второй саммит «двадцатки» состоится в Лондоне в конце марта - начале апреля будущего года, можно предположить, что предложение главы российского государства было обращено не только к присутствующим, но и отсутствующим президентам стран СНГ. Время еще позволяет им определиться. В то же время Нурсултан Назарбаев и Дмитрий Медведев подписали двухстороннее заявление — план совместных действий двух стран на 2009-2010 годы. Назарбаев также сообщил, что к апрелю следующего года может быть сформирован таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии. Подписанный план включает 40 конкретных мероприятий по всем направлениям сотрудничества: в политике, экономике, топливно-энергетической сфере, освоении космоса, военно-технической сфере.
Но тогда возникает еще один вопрос: «Почему встречу в Боровом решил проигнорировать один из членов будущего Таможенного союза президент Белоруссии Александр Лукашенко»? Почему он предпочел переговорам хоккейный матч в Москве между командами «Сборная звезд мира» и «Газпром-экспорт»?
В администрации главы Белоруссии отказались комментировать журналистам такое «неожиданное» решение. Что же касается суждений некоторых российских аналитиков о том, что Лукашенко предпочел двухсторонние переговоры с Дмитрием Медведевыми и не поехал в Боровое, чтобы «не дублировать то, что он хочет сказать, еще и на переговорах в Казахстане», то они малоубедительны.
Наконец, имеются вопросы и к заявленной ранее условной повестке дня встречи: проблемы, касающиеся перспектив ОДКБ, и взаимодействие в рамках Организации по борьбе с мировым финансово-экономическим кризисом, а также развитие интеграционных процессов в целом в Содружестве.
Еще недавно, в середине ноября в Кишиневе прошел саммит глав правительств СНГ, который утвердил план основных мероприятий по реализации стратегии экономического развития СНГ до 2020 года. В нем были утверждены положения, согласно которым планируется к 2020 году увеличить ВВП стран Содружества в 2,4 - 2,7 раза, а товарооборот - в 2 - 3 раза. При этом доля СНГ в мировой экономике должна вырасти до 5 процентов, тогда как сейчас она составляет около 3 проц. Реальные доходы населения стран организации планировалось увеличить в 3 - 3,5 раза.
Понятно, что по мере развития мирового финансового и экономического кризиса стало очевидно, что многое из намеченного в этом плане придется теперь пересматривать. Тогда тем более отсутствие в Боровом президента Молдавии тоже вызывает много вопросов. А что значит, например, заявление президента Армении, председателя Совета руководителей стран ОДКБ Сержа Саргсяна о том, что «контакты в подобных форматах предоставляют хорошую возможность взглянуть на задачи, стоящие на повестке, с различных точек зрения и обсудить широкий круг вопросов».
Возможно, подобным образом выражена определенная реакция на предложение Нурсултана Назарбаева создать в рамках ОДКБ специальные вооруженные силы и усилить политическую координацию действий с целью предотвратить в будущем вооруженную агрессию против одного из государств ОДКБ, которую недавно совершила Грузия против Южной Осетии.
Выходит, что президент Казахстана стал высказывать серьезное беспокойство относительно будущих «агрессий» и пытается таким образом упредить ситуацию. Если наше предположение верно, то становятся более очевидными мотивы действий Казахстана, решившего собрать на своей территории лидеров некоторых государств СНГ. Речь, по всей вероятности, идет о попытке решить прежде всего локальные региональные проблемы, касающиеся в большей степени Средней Азии.
Тогда становится объяснимым и отсутствие на встрече лидеров Узбекистана, Туркмении и Белоруссии. Выпадает из конкретного контекста и Молдавия.
Назарбаев делает выбор
То, что Казахстан первоначально рассчитывал только с опорой на свои силы выбраться из глобального кризиса, не вызывает сомнения. Это стало очевидно еще в ходе работы Межгосударственного совета глав правительство стран ЕврАзЭс в Москве, на котором обсуждались возможные совместные действия по преодолению экономического кризиса. На этой встрече выступил председатель Правительства России Владимир Путин. «Считаем развитие сотрудничества в рамках ЕврАзЭС одной из действенных мер, способных обеспечить экономическую стабильность и дальнейший рост в регионе», – констатировал тогда российский премьер.
Однако стороны, заявляя о совместных мерах по преодолению кризиса, больше доверяли своим национальным антикризисным планам. Премьер-министр Казахстана Карим Масимов, например, презентовал в Москве антикризисный план Астаны, состоящий из пяти пунктов. Это - обеспечение устойчивости финансового сектора, на что планировалось направить 4 миллиарда долларов, стабилизация рынка недвижимости (3 миллиарда), поддержка МСБ (1 миллиард), форсированное развитие АПК (1 миллиард) и реализация прорывных инновационных, инфраструктурных, индустриальных проектов (1 миллиард).
Кстати, этому сопутствовали и некоторые политические обстоятельства. Как писал недавно Государственный секретарь Республики Казахстан Канат Саудбаев, вскоре после победы на президентских выборах в США Барак Обама позвонил руководителю Казахстана. Этот звонок числится в первой десятке зарубежных руководителей, с кем имел разговоры новоизбранный президент США. Местные аналитики связали это с признанием возрастающей геополитической роли Казахстана в Средней Азии и тем, что в 2010 году Астана будет председательствовать в ОБСЕ.
Более того, учитывая, что Барак Обама, заявляя о необходимости вывода американских войск из Ирака, назвал в качестве главного «театра военных действий» Афганистан, можно предполагать усиление военно-политическое присутствие США в этом регионе мира. Тогда же появились сообщения о том, что в связи с «возрастающей субъектностью Казахстана на мировой арене» МИД этой страны разрабатывает новую концепцию внешней политики страны. По некоторым сведениям, основные контуры новой политики заключались в расширении сотрудничества со странами Средней Азии, Евросоюзом и США. А когда в американских СМИ стали открыто обсуждать проект «Большая Центральная Азия», можно было смело предполагать обострение отношений Казахстана с соседними Узбекистаном и Туркменией. Более того, в Пентагоне заявили о существовании еще одной программы - «Безопасность Каспия», на которую планируется израсходовать 230 миллионов долларов. В этой связи бакинская газета «Зеркало» с восторгом сообщала, что военно-политические интересы США на Каспии поддерживаются «в основном только Азербайджаном и частично Казахстаном». Согласно версии той же газеты, Туркмения в этих вопросах отмежевывается от сотрудничества как с Россией, так и с США. Однако наметившееся в последнее время улучшение отношений между Баку и Ашхабадом дает основания азербайджанским политикам предполагать, что Туркмения «при некоторых обстоятельствах» присоединится к энергетическим планам Запада.
Таким представлялся до недавнего времени расклад сил в Средней Азии из Баку. Поэтому Азербайджан выступал против предложения России создать совместную военно-морскую группировку «Касфор». К тому же Баку из-за санкций ООН, вызванных опасениями перевозок товаров двойного назначения, ограничил транзит российских грузов через свою территорию в Иран. Из-за разрыва отношений с Грузией Москва лишилась возможности вести торговлю с Ираном через Грузию и Армению.
Собственно говоря, во всем этом нет ничего удивительного, ведь никто не делал секрета, что внутри СНГ существует целый комплекс труднопреодолимых проблем, что в Средней Азии идет борьба среди государств региона за преобладающее влияние, что бывшие республики СССР при случае не чураются разыгрывать как «русскую», так и «американские» карты. Однако в отличие от прежних времен последствия такой игры стали сейчас проявляться в наиболее рельефном виде. Виной всему – глобальный финансовый и экономический кризис, который затронул практически все страны СНГ. Проблема заключалась в том, что почти все лидеры Содружества не восприняли сразу предупреждения аналитиков о реальных последствиях надвигающегося большого хозяйственного кризиса. Например, еще в середине ноября премьер-министр Украины Юлия Тимошенко высоко оценивала казахстанский опыт по минимизации влияния глобального финансового кризиса на экономику страны, умилялась «технологией поддержки банковского сектора и других отраслей, а также мерами по защите населения». Однако когда цена на нефть опустилась ниже 40 долларов за баррель, премьер-министр Казахстана заявил о необходимости предусмотреть возможность дальнейшего ухудшения экономической ситуации и поручил правительству урезать бюджет страны из расчета цены на нефть в 25 долларов.
И, как показывает опыт прежних структурных кризисов, подобное развитие событий, особенно в государствах Средней Азии, может обернуться политической нестабильностью как в межгосударственных отношениях, так и внутри отдельных стран. В таких условиях можно предполагать изменение, казалось бы, прочных политических институтов, выход на передний план новых сил и лидеров, еще недавно казавшихся второстепенными и маргинальными. Не случайно, например, в Азербайджане уже родилась инициатива о снятии ограничения на избрание президентом одного и того же лица более двух раз.
Так что инициатива президента Казахстана Нурсултана Назарбаева провести неформальную встречу некоторых лидеров стран СНГ выглядит логичной. Национальные программы по выходу из кризиса так и остаются клочками бумаги без координационных действий с другими странами. Как сообщил в этой связи помощник президента Казахстана Ермухамет Ертысбаев, Астана теперь стремится объединить усилия по борьбе с кризисом правительств России, Казахстана и других стран СНГ. Получится ли? Поживем - увидим.

Станислав ГЯНДЖИНСКИЙ
24.12.2008


 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Baku.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©