НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

С Новым годом, 2017-м!

С Новым годом, 2017-м! Семнадцатый год в России – говорящая цифра. Её знает каждый житель нашей страны. Поэтому поздравления с наступающим семнадцатым годом звучат несколько двусмысленно. Подробнее »

 
ЛАБИРИНТ ДЛЯ ОБАМЫ
или какое будущее ждет Кабул
Вступление в должность нового президента США Барака Обамы и заявленный им перенос приоритетов американской политики на Ближнем Востоке на афганское направление ставит в повестку дня мировой политики сложные проблемы: какие задачи, какими силами и в какой срок будут решены в Афганистане.

Эхо советского «Афгана» в Белом доме
То, что Белый дом в самое ближайшее время намерен приступить к реализации своего афганского сценария, заявил на пресс-конференции министр обороны США Роберт Гейтс. «Президент совершенно ясно дал понять, что задача заключается в том, чтобы ответственным образом сократить количество американских войск в Ираке и положить конец нашей активной боевой роли там. Высочайший приоритет, который мы придавали Ираку на протяжении последних нескольких лет, переходит к Афганистану». В первый же свой рабочий день в Овальном кабинете новый президент США выслушал отчет о ситуации в Афганистане от генерала Дэвида Петреуса. Одновременно стало известно о назначении бывшего постоянного представителя США при ООН Ричарда Холбрука специальным представителем президента на Ближнем Востоке. По мнению официального представителя Госдепа, такое назначение демонстрирует решительность планов новой американской администрации послать «сигнал региону».
Тут уместно добавить, что в феврале нынешнего года будет отмечаться 20-летие вывода советских войск из Афганистана, а в декабре – 30-летие ввода этих же войск в эту страну. Наконец, в марте нынешнего года в Москве должна состояться международная конференция по Афганистану с привлечением всех заинтересованных сторон для выработки новых подходов в достижении мира и стабильности в этом регионе мира. Добавим и то, что недавно исполнилось семь лет и проекту западной модернизации Афганистана. Так что как в России, так и на Западе накоплено достаточно «афганского опыта».
Не случайно проблема афганского урегулирования обсуждалась в ходе недавнего визита в Узбекистан Президента РФ Дмитрия Медведева. Глава российского государства заявил в Ташкенте, что Россия готова сотрудничать с новой американской администрацией в Афганистане. В свою очередь, президент Узбекистана Ислам Каримов также приветствовал «новые подходы» Белого дома к афганскому урегулированию. Однако при этом он заметил, что «сначала мы должны увидеть результат, а его невозможно достичь, если не решать вопрос с привлечением стран региона». Речь идет в первую очередь о Китае и Индии.
Ислам Каримов как лидер страны, до которой доходит «жар Афгана», знает, о чем говорит. «Надо понимать, что чем дольше иностранные войска находятся на территории страны, тем больше они приобретают оккупационный характер. Это происходит в Ираке и Афганистане, - констатировал он. - Война ведется уже восемь лет, и конца-края ей не видно. Нищета порождает терроризм, в ряды «Талибана» вступают рядовые афганцы. И сила «Талибана» именно в этом».
Поэтому главный смысл «новых подходов» Барака Обамы к афганскому урегулированию приобретает принципиальный характер. Но только назначение своим спецпредставителем на Ближнем Востоке Ричарда Холбрука, который в 1990-е годы представлял президента Билла Клинтона на Балканах и добился прекращения войны в Боснии, ни о чем пока не говорит. Балканы - это не Ближний Восток, и вхождение в проблематику этого региона потребует для Холбрука немало времени. Тем более, что, судя по всему, Белый дом стал предпринимать шаги, которые вызывают, мягко говоря, неоднозначную реакцию в Кабуле.
Дело в том, что администрация Джорджа Буша часто свои провалы на афганском направлении пыталась связать с деятельностью нынешнего президента этой страны Хамида Карзая. Теперь, если Барак Обама, подобно тому, как менял афганских лидеров СССР, попытается заменить его «своим» человеком, то неизбежная перетасовка в ныне правящей элите Афганистана может еще более усугубить ситуацию в этой стране. Даже «утечки» в американских СМИ о том, что Белый дом стал проводить консультации с некоторыми, судя по всему, оппозиционными к Карзаю афганскими политиками, дестабилизирует в преддверии предстоящих выборов ситуацию в этой стране. По мнению аналитиков, в большинстве своем афганские элиты, несмотря на активное участие в разного рода политических интригах, серьезно опасаются поражения Хамида Карзая на предстоящих президентских выборах. К тому же он, находящийся во главе государства с 2001 года и с самого начала воспринимавшийся в Афганистане только как ставленник США, сумел за это время наладить конструктивные отношения практически со всеми лидерами государств Средней Азии, с Ираном и с Россией.
Кстати, Хамид Карзай посетил недавно Тегеран, где назвал Иран «другом, весьма близким партнером и защитником мира и стабильности в Афганистане». Позже эти же слова президент Афганистана смело повторил и в ходе своего визита в Вашингтон. Проводил он и секретные переговоры с лидерами некоторых так называемых умеренных талибских группировок. Видимо, почувствовав рост своего международного авторитета, определенное повышение своего влияния среди главарей афганских племен, он в последнее время более решительно выступал с резкой критикой в адрес союзного командования, которое наносило бомбовые удары по мирным жителям страны. Поэтому возможный уход Карзая с политической сцены страны может не означать его переезд в столицу одной из европейских стран. Не будем при этом забывать, что в свое время для поддержания власти Хамида Карзая находящиеся в Афганистане силы западной коалиции вступили в прямую и кровавую битву с его военными противниками, и эта битва уже в новых условиях может приобрести качественно другой характер.

Что возьмет верх: сила или дипломатия?
Пока складывается устойчивое ощущение, что США намерены наращивать свое военное присутствие в этой стране для того, чтобы полностью нейтрализовать влияние талибов и окончательно разрушить сеть «Аль-Каиды». Президент США Барак Обама намерен увеличить численность американских войск в Афганистане к концу 2009 года до 30 тысяч человек. Много это или мало? Для военной победы над талибами этого количества войск недостаточно. К тому же трудно пока рассчитывать на реальную поддержку с юга пакистанской армии. Но в любом случае пока четко просматривается только силовой сценарий афганского урегулирования.
Это, конечно, не то, о чем думает президент Ислам Каримов. Тем не менее Дмитрий Медведев предложил «определить новые международные форматы, которые были бы эффективны для решения проблем Афганистана». В свою очередь представитель госдепартамента США приветствовал такое предложение Медведева.
Но как конкретно будет решаться эта проблема и найдут ли такие военные решения необходимую поддержку среди своих союзников США - большой вопрос. Например, канцлер Германии Ангела Меркель в недавнем интервью телеканалу ARD уклонилась от прямого ответа на вопрос, готово ли правительство ФРГ отправить в Афганистан еще больше солдат бундесвера. Канцлер заявила, что Германия сознает свою ответственность: решения по присутствию в Афганистане были приняты исходя «из немецких возможностей», а не руководствуясь тем, кто в настоящий момент является президентом США. «Но мы с удовольствием обсудим, какими политическим методами добиваться больших успехов в Афганистане», - добавила Ангела Меркель.
Что имеет в виду канцлер Германии, употребляя термин «политические методы», также никто не знает. Переговоры с талибами, на чем ранее настаивал Лондон, или нечто иное? Об этом можно только догадываться.

Удастся ли сохранить Афганистан
Дело в том, что среди части политической элиты Запада определились три позиции по афганской проблеме. Первая – позиция так называемой «афганизации» урегулирования, когда ставка будет сделана на любого победителя. Это предполагает активизацию работы спецслужб западной коалиции по вычислению и выделению в лагере талибов так называемых «умеренных» для привлечения их в состав возможного коалиционного правительства.
Вторая позиция называется «реальной». Ее смысл сводится к признанию факта, что уровень этнического противостояния в Афганистане таков, что, как и в Ираке, говорить о сохранении единого государства практически невозможно. Поэтому Москве, столицам государств Средней Азии подают «сигналы» о том, что якобы необходимо готовиться к созданию на севере Афганистана так называемой «буферной зоны».
И, наконец, существует третья позиция, предусматривающая создание сильного и независимого афганского государства, способного покончить с «гнездами» международного терроризма и ликвидировать наркоэкономику.
Однако исторический опыт показывает, что ставка на дипломатию, на так называемый Боннский процесс - реализацию решения ООН, принятых в Бонне по Афганистану в декабре 2001 года, не оправдала себя.
Поэтому назрела потребность, чтобы все государства мира, так или иначе вовлеченные в афганскую проблематику, имели бы единую внятную стратегию быстрого восстановления и укрепления ныне раздробленной страны, охваченной не только военным конфликтом с западным союзниками, но и локальными вооруженными стычками.
Пока же намечена только тенденция к такому диалогу. Россия, например, заявила о своей готовности сотрудничать с Соединенными Штатами в обеспечении безопасности в Афганистане. Стало также известно, что достигнута договоренность о доставке грузов для международных миротворцев в Афганистане через территорию России.
Как известно, грузы для коалиционных войск в Афганистане доставляются преимущественно морским путем в пакистанский порт Карачи, где перегружаются на автомобили и попадают на склады в районе Пешавара. Далее колонны грузовиков вынуждены двигаться к афганской границе по Хайберскому проходу через район высокой активности талибов. Это - главный маршрут снабжения международных сил в Афганистане, по которому до недавнего времени доставлялось около 70 процентов грузов для войск коалиции. Но сегодня этот канал снабжения перестает функционировать, что фактически сделало проблематичным продолжение натовской оккупации Афганистана.
Американские СМИ ранее сообщали, что командование НАТО вело переговоры с Узбекистаном и Туркменистаном об организации альтернативного маршрута снабжения через северные районы Афганистана. Но даже если необходимые договоренности будут достигнуты, проблема снабжения будет решена лишь отчасти. Поэтому предположение, что Западу придется рано или поздно договариваться с Москвой, себя оправдало. «Мы определенно будем рады возможности работать вместе с Россией по Афганистану», - так отреагировал на слова Медведева пресс-секретарь Госдепартамента Роберт Вуд. «Это само по себе показывает, насколько серьезно администрация стремится работать над вопросами с афганским урегулированием, и совместная работа с Россией будет в этом плане ключевым компонентом», - добавил он.
Однако представитель РФ при штаб-квартире НАТО Дмитрий Рогозин уточнил, что это станет возможным лишь в случае возобновления работы Совета Россия-НАТО, приостановленной после августовских событий на Кавказе. Смеем полагать, что в нынешнем контексте это всего лишь нюанс, который будет решен Вашингтоном и Брюсселем быстро и без лишнего политического шума.

Вячеслав НИКОЛАЕВ
28.01.2009


 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Baku.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©