НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

С Новым годом, 2017-м!

С Новым годом, 2017-м! Семнадцатый год в России – говорящая цифра. Её знает каждый житель нашей страны. Поэтому поздравления с наступающим семнадцатым годом звучат несколько двусмысленно. Подробнее »

 
«НОВАЯ МУДРОСТЬ» ПЕКИНСКОГО РАДИО
международное радио Китая в эфире уже 67 лет
За это время оно стало одной из мощнейших служб радиовещания в мире, которая совмещает подготовку радиопередач с серьезной информационно-аналитической работой. Поэтому по международному рейтингу радио Китая входит в число пяти наиболее влиятельных радиостанций мира: вещание ведется на 46 языках народов мира, включая и русский.

Все начиналось в простой землянке
Впервые в зарубежном эфире передачи китайского радио зазвучали 3 декабря 1941 года на японском языке. Первым диктором была японка - гуманистка и противница войны - Киёси Хара. Она читала тексты, передачи велись из землянки в ставке ЦК КПК - Яньане, на северо-западе Китая. Мощность имевшегося тогда передатчика составляла всего 300 ватт, географический диапазон вещания всего несколько сот километров. Но этого было достаточно для того, чтобы охватить вещанием части японской оккупационной армии на севере Китая. О содержании передач легко догадаться: передача фронтовых сводок, призывы к освободительному движению против оккупантов.
После окончания Второй мировой войны партия Гоминьдан, которая сотрудничала с КПК во время войны, отказалась от создания с КПК коалиционного правительства, предприняла вооруженное наступление на КПК. В этой связи в начале 1947 года радиостанция КПК была переведена в уезд Шэсянь в провинции Хэбэй неподалеку от Пекина. В ситуации обострения внутриполитической борьбы вещание началось на пяти диалектах китайского языка.
С началом «холодной войны» регион Юго-Восточной Азии стал одним из серьезных эпицентров военно-политического противостояния между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. Поэтому в сентябре 1947 года Яньаньская радиостанция начала вести передачи на английском языке.
В 1949 году с образованием КНР радиостанцию перевели в Пекин и переименовали в Пекинскую радиостанцию «Синьхуа». В то время руководство КПК в выстраивании своей службы и политики иновещания «шло в одном строю» с Кремлем. Было принято общее решение о необходимости начала организации радиопередач из Пекина на вьетнамском, тайском, индонезийском и бирманском языках.
В концептуальной сфере Пекин тогда использовал теорию «двух лагерей» в ее советской интерпретации. Но тогда появились некоторые «нюансы». Например, глава Компартии Китая Мао Цзэдун в июне 1950 года выдвинул ряд новых концептуальных установок: отсрочка «грядущей мировой революции», принятие «пяти принципов мирного сосуществования», перенесение плацдарма борьбы с капитализмом - «бумажным тигром» - на иные плацдармы - Ближний Восток, Юго-Восточную Азию, Африку и Латинскую Америку. В этой связи китайское радио начало вещание на фарси, арабском, суахили и испанском языках. В то же время увеличивался объем радиовещания на английском языке, радиопередачи транслировались в Европе, Северной Америке и в других англоязычных регионах.

После смерти Сталина
После смерти в 1953 году Сталина Мао Цзэдун, который хорошо ориентировался в расстановке сил в Кремле, понял, что в СССР наступают «иные времена». В 1954 году китайское радио начало вещание на Советский Союз на русском языке. Когда же Никита Хрущев выступил в 1956 году на ХХ съезде КПСС с разоблачением «культа личности Сталина», то руководство КПК осудило эту акцию, в силу того, что она «подрывает силу и влияние зарубежных коммунистических партий и национально- освободительных движений в колониальных странах». С этого момента политика КПСС официально квалифицировалась Пекином как «ревизионистская».
Образовавшееся идеологическое противостояние постепенно стало перерастать в политическое и геополитическое, что находило прямое отражение в вещании китайского радио на русском языке. В этот период были предприняты первые целенаправленные шаги по созданию китайской внешнеполитической концепции. Китайское радио тогда говорило о перемещении «центра революционного движения, марксизма-ленинизма» из Москвы в Пекин, о враждебном для КНР характере политики Советского Союза, о возможности сговора между Советским Союзом и США, направленного против Китая.
Но так продолжалось недолго. Китайские исследователи утверждают, что в начале 60-х годов прошлого века на мировоззрение Мао Цзэдуна стал оказывать заметное влияние один из главных идеологов страны Чжоу Эньлай. Суть его главного тезиса заключалась в том, что «во внешних связях страны государственные интересы стоят выше идеологии». Так Китай вырвался из «объятий» сталинского «биполярного» противостояния, сменив доктриной «промежуточных зон». В интерпретации китайского радио, которое в начале 1964 года уделило этой теме немало эфирного времени, такая доктрина оценивалась как призыв к «созданию широчайшего единого фронта борьбы против политики агрессии и войны американского империализма» в «обширнейших районах Азии, Африки и Латинской Америки - главных зон бурь мировой революции».

«Десятилетие смут»
Период с 1966 по 1976 годы можно считать «провальным» в работе международного китайского радио. Хотя объемы вещания за рубеж были заметно увеличены, но в мире мало кто понимал характер проводимой в Китае «культурной революции».
По мнению китайских авторов, «культурная революция» отбросила назад развитие китайской науки о международных отношениях, нанесла ущерб международному престижу Китая. Да и на самом китайском радио были проведены серьезные «кадровые чистки»: подвергались преследованиям квалифицированные кадры специалистов-международников, распущены научные центры, закрыты учебные заведения.
Бывшие союзники из социалистического лагеря превратились в опасных противников, в частности, разногласия с Советским Союзом переросли в конфронтацию на межгосударственном уровне. Этот процесс сопровождался взаимной милитаризацией приграничных областей, одним из шагов в которой был ввод в 1966 году советских войск в Монголию. В 1968 году, когда США оказались связанными войной в Индокитае, а Советский Союз ввел свои войска в Чехословакию, китайское радио вместе с руководством страны призывало к «борьбе против американского империализма и советского ревизионизма».
Этот тезис настолько прочно закрепился в политическом менталитете руководства Китая, что даже на III Пленуме ЦК КПК в 1978 году, который провозгласил курс на модернизацию страны, СССР по-прежнему назывался «ревизионистской» и «социал-империалистической» страной.
В целом же деятельность иновещания Китая в течение этого периода можно оценивать однозначно. Оно своими пропагандистскими акциями против СССР внесло значительную лепту в распространение идеологии «холодной войны», в создание в лице Москвы образа «врага», в усиление идеологического и политического противостояния двух систем.

Оборона при наступлении
Попытки реформирования советской системы, приведшие в конечном счете к развалу СССР, заставили китайское руководство более тщательно и взвешенно проводить и свою политику модернизации. Это- с одной стороны. С другой - сход с геополитической сцены СССР как бы подтверждал ранее декларированные тезисы КПК о перемещении «центра революционного движения» на восток. Китай оставался единственной страной в мире, где коммунистическая партия находится у руководства страны.
Однако в Пекине быстро осознали, что выстраивать политику службы иновещания по прежним пропагандистским стереотипам уже неперспективно, поскольку после развала СССР интерес к марксистско-ленинскому учению, даже в его китайской интерпретации, заметно спал. Поэтому перед службой иновещания Китая была поставлена задача интегрирования в международный эфир, используя устоявшиеся западные стандарты. Речь идет о снятии пропагандистских «налетов» при подготовке информационных блоков, увеличении числа научно-познавательных передач, популяризации истории в свете «вычленения особенностей древней китайской цивилизации».
Произошел любопытный феномен. «Лицо» китайского иновещания действительно стало заметным в «параде» известных радиостанций мира, которые вещают на десятках языках, в том числе и на китайском языке. Но при этом оно потеряло свою политическую мощь. Более того, на Китай стала оказываться сильнейшая информационная нагрузка со стороны служб иновещания других стран. В этом смысле Пекин стал напоминать Москву эпохи Михаила Горбачева, когда разрешалось рассуждать о «перестройке» и международных отношениях, но строго запрещалось говорить о борьбе в высшем руководстве страны.
Не случайно большинство западных радиостанций, вещающих на Китай, много времени уделяют анализу причин крушения СССР, считая это «результатом возникновения внутри правящей советской элиты различных группировок, которые утратили веру в социализм». Понятно, что расчет делается на возникновение у китайского слушателя соответствующих политических ассоциаций. Тем более, что и многие китайские руководители уверены, что именно утрата веры в социализм в конечном итоге привела к крушению советского государства.
Подобные рассуждения «чувствительно» воспринимаются китайцами, которые в ходе реформирования страны все больше сталкиваются с фактами социального, «классового» расслоения общества. В Китае все чаще слышатся голоса о том, что нынешний глава партии, государства и верховный главнокомандующий, «умеренный реформатор» Ху Цзиньтао превращается чуть ли не в «Горбачева номер два», который «стремился усовершенствовать социалистический строй и погубил государство».
В то же время Китай стали подозревать во внешней экспансии, особенно тогда, когда китайское радио начало «тиражировать» на многих языках идею о мирном «возвышении» (цзюэци) Китая. В результате Пекин решил вернуться к лозунгу «мира и развития» без упоминания «возвышения» для того, чтобы сформировать новый позитивный имидж страны за рубежом. В апреле 2005 года Ху Цзиньтао выдвинул идею «совместного построения гармоничного мира».
Китайское радио вновь развернуло широкомасштабное пропагандистско-комментаторское обсуждение этого лозунга на основе исторического материала, который доказывал, что китайская цивилизация всегда придавала большое значение социальной гармонии, единству и взаимной помощи. При этом особый упор делается на стремление Китая к хорошим отношениям с соседями и жизни стран «в гармонии друг с другом».
Любопытно другое. Теория гармоничного мира в интерпретации китайского радио «удачно» сопрягается с распространенной в мире теорией глобального управления. Причем в качестве нормативных характеристик «гармоничного общества» перечисляются демократия и власть закона, равенство и справедливость, искренность и дружба, полнота жизненных сил, стабильность и порядок, гармония между человеком и природой. Но при этом подчеркивается, что по мере углубления экономической глобализации интересы государств и народов могут становиться все более многоплановыми, политика — более многополярной, культура — более многообразной.
В условиях современного мира это означает, что Китай будет выступать против попыток «силой навязывать ценности и строй собственной цивилизации другим государствам». Подтекст тут очевиден: когда США используют «жесткую силу» для распространения своих ценностей, Китай подчеркивает идеи невмешательства в чужие дела и уважение к многообразию путей развития стран и культур. Он просто сейчас, как рекомендовал Ден Сяопин, «набирается силы и новой мудрости».

Станислав ГЯНДЖИНСКИЙ
01.04.2009


 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Baku.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©