НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

С Новым годом, 2017-м!

С Новым годом, 2017-м! Семнадцатый год в России – говорящая цифра. Её знает каждый житель нашей страны. Поэтому поздравления с наступающим семнадцатым годом звучат несколько двусмысленно. Подробнее »

 
НОВЫЕ РЕШЕНИЯ СТАРОГО КОНФЛИКТА
16 – 17 апреля состоялся рабочий визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Москву. И многие эксперты уже называют состоявшиеся переговоры прорывными. Это произошло вовсе не потому, что после его переговоров с Президентом РФ Дмитрием Медведевым глава Азербайджана Ильхам Алиев избрал редкий в большой политике комплиментарный тон оценок о развитии отношений между двумя странами. Дело в том, что Алиев официально зафиксировал серьезные перемены в подходах к урегулированию старейшего на постсоветском пространстве карабахского конфликта и озвучил новые формулировки.

Слово не воробей

В изложении президента Азербайджана эти формулировки выглядят следующим образом. Во-первых, одностороннего решения о статусе Нагорного Карабаха быть не может. Азербайджан никогда не будет участвовать в процессах, которые бы предполагали механизм юридического отделения Нагорного Карабаха от Азербайджана.

Во-вторых, была озвучена политико-дипломатическая технология первого этапа урегулирования конфликта: поэтапный вывод армянских оккупационных сил с территории, которая расположена вокруг административной границы бывшей Нагорно-Карабахской автономной республики.

Мы же от себя добавим еще и наличие определенных политических символов. Потому, что Баку решил все же именно в Москве поставить «жирную точку» в идущей уже не один месяц сложной многоходовой политико-дипломатической комбинации как по проблематике международных отношений, так и в отношении карабахского урегулирования.

В ноябре прошлого года, вскоре после «кавказского кризиса», Москва выступила инициатором встречи лидеров Армении и Азербайджана Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева. Именно при ее содействии стороны подписали декларацию о таком урегулировании конфликта, который исключал бы силовые методы. В той ситуации это, говоря откровенно, вера в декларацию – каких по Карабаху было немало - выглядело в качестве политической романтики.

Однако за прошедшие пять месяцев, особенно после прихода к власти в Вашингтоне новой администрации, политические процессы как в узком региональном смысле, так и в широком контексте стали приобретать необычную интенсивность. Достаточно, например, вспомнить, с какой настойчивостью госсекретарь США Хиллари Клинтон при активном посредничестве сопредседателя от Минской группы от ОБСЕ Мэтью Брайзы зазывали Ильхама Алиева в Стамбул для встречи с президентом Бараком Обамой в рамках форума «Диалог цивилизаций». Кстати, не случайно в Стамбул тогда прибыл министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян. Он не только провел переговоры со своим турецким коллегой, но и «с глазу на глаз» с президентом США. В этой связи многие турецкие газеты сообщали, что американская сторона подготовила текст специального документа, в котором предусматривался принцип «пакетного соглашения»: освобождение некоторых оккупированных районов Азербайджана при его согласии не препятствовать установлению дипломатических отношений Турции с Арменией. В Стамбуле ждали и президента Армении Сержа Саргсяна.

Какой «винтик» в выстроенном американской дипломатией механизме не сработал – судить теперь историкам. На поверхности лежат следующие факты. Похоже, что Вашингтон оказывал на Анкару серьезное одностороннее давление с целью вывести за скобки «карабахского уравнения» вопрос нормализации турецко-армянских отношений по причине максималистской позиции Азербайджана - освобождение всех оккупированных территорий вплоть до Нагорного Карабаха. Анкара в этой ситуации вынуждена была занять «временно принципиальную позицию». Если верить турецким газетам, то в ходе беседы с президентом Обамой глава Турции Абдулла Гюль заявил: «Мы не будем открывать границу с Арменией до тех пор, пока не решится карабахский вопрос, потому что это не приведет к стабильности в регионе».

То есть Турция пыталась сохранить увязку вопроса о нормализации отношений с Арменией с процессом урегулирования карабахской проблемы. Затем, по-видимому, не без воздействия американской стороны, турецкий МИД выступил с заявлением, в котором вообще не упоминалось о взаимосвязи между развитием армяно-турецких отношений и урегулированием карабахского конфликта. Если верить турецкой газете «Заман», то глава МИД Армении Эдвард Налбандян следующим образом оценил ситуацию: «Отношения могут быть нормализованы без предварительных условий. Если Турция продолжит выдвигать предварительные условия, мы расценим это как конец диалогу». В этой связи согласно сообщению пресс-службы МИД Армении, «Барак Обама призвал Армению и Турцию заключить в ближайшее время соглашение об урегулировании двусторонних отношений».

Аргументы, которые, надо полагать, выдвигал государственный департамент с целью «продавить» комбинацию, все же выплывают наружу. Спустя несколько дней после переговоров с Бараком Обамой президент Турции Абдулла Гюль совершил визит в Бахрейн. Выступая перед политиками этой страны, он заявил, что «для нормализации отношений между Турцией и Арменией предпринимаются шаги, однако вместе с диалогом с Арменией идет работа над урегулированием армяно-азербайджанского конфликта на основе осуществления программы Кавказской платформы стабильности».

Любопытно, что именно эти слова президента Турции процитировали большинство турецких и европейских информационных агентств. Но те, кто имел возможность смотреть прямую трансляцию выступления главы Турции в Байхрейне по телеканалу TRT-2, обратили внимание на то, что Гюль много говорил о потенциальной угрозе территориальных переделов, которая угрожает региону Ближнего Востока. «Если такое начнется, - предупреждал Гюль, - то на примере бывшего СССР мы видим, что этот разрушительный процесс может продолжаться бесконечно». Все поняли намек турецкого лидера: речь шла о возможности появления на карте региона после вывода из Ирака войск США и их союзников государства Курдистан. В Баку поняли, что процесс сближения Армении и Турции становится самодостаточным фактором, и чтобы не потерять «последний плацдарм», президент Азербайджана Ильхам Алиев совершил рабочий и успешный визит в Москву.

Крутые маневры

Анализ ситуации показывает, что описанный ход событий не являлся сюрпризом для Азербайджана. Баку предпринимал активные усилия для того, чтобы заручиться такой поддержкой на Западе, которая оказалась бы способной если не снять полностью давление американской дипломатии на Турцию, то хотя бы в некоторой степени ее нейтрализовать. Не случайно именно в этот момент с визитом в Баку побывал президент Украины Виктор Ющенко, главы МИД Литвы и Латвии и замминистра иностранных дел Польши. Все они говорили о срочной необходимости запустить проект Евразийского нефтетранспортного коридора, который предусматривает транспортировку нефти по трубопроводу Баку-Супса, затем танкерами в Одессу и далее в Польшу по трубе Одесса-Броды.

Баку дал на это согласие. В противном случае готовящееся соглашение о запуске проекта Одесса-Броды, которое намерен подписать 24 апреля в Польше президент Украины Виктор Ющенко, вообще теряет всякий смысл.

Добавим к этому и идею постройки газопровода «Белый поток», который должен пройти параллельно Евразийскому нефтетранспортному коридору - то есть из Азербайджана через Грузию, затем по дну Черного моря на Украину и оттуда в Европу в обход России и Турции. Не случайно вокруг названных проектов в последние годы крутилась «большая дипломатия» Вашингтона и Брюсселя в Закавказье. Однако расчет Баку оказался неверным.

Во-первых, в условиях мирового кризиса, когда стало заметно падать потребление в Европе нефти и газа, так называемая «сырьевая дипломатия» отошла на второй план. Во-вторых, новая американская администрация начинает демонстрировать «изящные» по своей сути приемы решения геополитических проблем. Похоже, что она лишает возможности некоторых лидеров государств на постсоветском пространстве разыгрывать в своих интересах «русскую и вашингтонскую карты».

Что же касается Армении, то Вашингтон в выводе этой страны из экономической блокады рассчитывает получить достаточно тонкий и эффективный «канал возможностей» для нормализации отношений с Тегераном, хотя бы в свете поставленных задач по афганскому урегулированию и в связи с выводом своих войск из Ирака.

В-третьих, Баку не удалось блокировать турецко-армянские контакты, которые начались сначала в «секретном» режиме еще при администрации Джорджа Буша – в 2007 году. Причем Анкара, как пишет газета «Миллиет», «ставила об этом в известность Баку». Однако Азербайджан до самого последнего момента продолжал вести себя загадочно, еще более усиливая западный вектор своей внешней политики.

Цугцванг по-закавказски

16 апреля в Ереване главы МИД Армении и Турции провели переговоры. По их окончании руководитель армянского внешнеполитического ведомства Эдвард Налбандян отметил, что вопрос об открытии армяно-турецкой границы может быть решен в обозримом будущем. Министр иностранных дел Турции Али Бабаджан подтвердил, что Анкара стремится к «полной нормализации» отношений с Ереваном. Под словом «нормализация» имеется в виду немалый комплекс проблем, одна из которых - установление дипломатических отношений между двумя соседними странами.

Любопытно, что по прогнозам многих турецких и армянских СМИ, это может случиться в самое ближайшее время. Во всяком случае, представитель США в Минской группе ОБСЕ Мэтью Брайза намекнул, что от предстоящей в Праге встречи лидеров Армении и Азербайджана в рамках форума «Восточное партнерство» следует ожидать «интересных новостей». Он заявил, что возможное открытие турецко-армянской границы и освобождение пяти оккупированных районов Азербайджана вписывается в рамки «Пражского процесса», который «является поэтапным».

Пока же многие надежды связаны 24 апреля, когда с традиционным президентским посланием выступит Барак Обама. Ожидается, что он будет говорить о уже достигнутых «дипломатических победах». Они, безусловно, есть: объявлено о начале переговоров между Вашингтоном и Москвой по подготовке нового договора по ядерному разоружению (СНВ-2), возобновляется диалог Россия-НАТО, получил поддержку союзников предложенный план по Афганистану и т.д. К этому можно будет добавить и достижение определенного прогресса в деле урегулирования карабахского конфликта. В этой связи некоторые аналитики даже предполагают, что, возможно, 24 апреля будет озвучена дата подписания соглашения об установлении и дипломатических отношений между Турцией и Арменией.

И только вслед за этим, осенью, как и заявлял президент Армении Серж Саргсян, может быть объявлено об открытии армяно-турецкой границы. Во всяком случае с армянской стороны уже начались работы по приведению в порядок участков дороги и железнодорожного пути в Турцию в районе КПП «Маркара».

Как говорится, процесс пошел. Сообщая о дальнейших действиях американской администрации, глава Армении констатировал: «Мы детально осведомлены о позиции нового руководства и президента США в вопросах внешней политики, связанной с армянами, и уверены, что есть серьезные основы для развития наших отношений». С другой стороны, события в Закавказье развиваются по контурам сценария, определенного в Майндорфской декларации, подписанной главами Армении и Азербайджана при посредничестве и участии Президента России Дмитрия Медведева.

В этой связи особый интерес вызывает сделанное Мэтью Брайзой заявление уже после визита президента Азербайджана в Москву. По его словам, базовые принципы карабахского урегулирования предусматривают определение рамок окончательного разрешения проблемы. Эти принципы определяют возвращение территорий, возвращение перемещенных лиц в родные места, обеспечение механизмов безопасного проживания населения обеих этнических групп региона. Все это, по словам американского дипломата, позволит создать «справедливые и сбалансированные условия для продвижения процесса разработки механизмов определения политического статуса спорных территорий».

Но, как считает Брайза, остается ряд специфических моментов, которые должны быть решены, что позволит подвести итог под базовыми принципами урегулирования. Правда, при этом Брайза не стал вдаваться в подробности. Однако он заметил, что нормализация отношений между Анкарой и Ереваном может «способствовать эволюции взглядов Армении, что может помочь урегулированию карабахского конфликта». Более того, говоря о визите Ильхама Алиева в Москву, Брайза особенно подчеркнул, что «хорошие отношения между Баку и Москвой следует только приветствовать, и это только может способствовать карабахскому урегулированию».

И еще. Стабильность в Закавказье зависит в немалой степени и от позиции Ирана. У Тегерана не должно появиться ощущение, что его оставили в стороне от обсуждаемых вопросов, поскольку он целенаправленно развивает свои отношения как с Турцией, так и с Арменией. Поэтому не случайно президент Армении совершил двухдневный визит в Иран и провел переговоры «с глазу на глаз» с руководством этой страны. Был подписан также проект о строительстве железной дороги Армения-Иран. Он интересен тем, позволит установить железнодорожное сообщение между рядом стран Азиатского континента, связать через территорию Армении порты Персидского залива, Индию, Китай с Европой, посредством грузинских портов Поти и Батуми, с которыми у Армении есть железнодорожное сообщение.

Трудная судьба бакинских политологов

Похоже, что азербайджанская дипломатия, да и общественность страны оказались не совсем готовыми к подобному развороту событий. Запутались и азербайджанские политологи . С одной стороны, они пытаются всех уверить в том, что отказ Ильхама Алиева от саммита в Стамбуле с участием самого президента США Барака Обамы якобы был «определен пожеланием Москвы». С другой, они считают, что «стратегический выбор в сторону Запада оказался неудачным, и Азербайджан предали». Есть и другая точка зрения. Например, известный политолог Фикрет Садыхов утверждает, что Армения «всегда была лишь вассалом России», что, мол, сейчас «России выгодно дружить с Азербайджаном».

Вне всякого сомнения, Азербайджан для России является очень перспективным партнером не только для выстраивания взаимовыгодных торгово-экономических отношений, но и для проведения более эффективной политики в регионе Ближнего Востока. Но и отношения с Арменией, статус которой определяется понятием «стратегического партнерства», Москва считает перспективными с точки зрения будущих геополитических горизонтов. Поэтому на данном этапе у конфликтующих сторон должно хватить политической воли для того, чтобы начать ломать устоявшиеся стереотипы последних лет в восприятии друг друга. Для Баку и Еревана наступает момент истины.

Ранее они отвергали все представленные «международниками» предложения и придерживались диаметрально противоположных позиций по будущему статусу Нагорного Карабаха. Официальный Баку и сегодня настаивает, что Карабах – неотъемлемая часть Азербайджана. Но кто знает, как завтра может сложиться ситуация для Баку и Еревана, да и как начнет разворачиваться ход международных событий. Главное сейчас воспользоваться благоприятной ситуацией, не дать шансов внутренним «партиям войны» сломать налаживающейся процесс мирного урегулирования и идти дальше.

Для Азербайджана освобождение пяти районов - это шаг вперед, начало выстраивания новой стратегии в обустройстве независимого государства. Для Армении это выход из экономической блокады – перспектива для дальнейшего развития, возможности кооперирования своей экономической политики даже с Азербайджаном. Главное и то, что свое желание оздоровить ситуацию в Закавказье демонстрируют США и Россия, хотя у них просматриваются разные методологические дипломатические подходы. Более того, инициатива России не следовать историческому сценарию соперничества в Закавказье с Турцией или с Ираном, предложения выстроить новую региональную систему безопасности способны качественно изменить ход событий, сделать их, по крайней мере, предсказуемыми.

Не случайно и эксперты Минской группы ОБСЕ тоже связывают с пражской встречей Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна надежды на то, что она даст ответ на вопрос: насколько Армения и Азербайджан готовы пойти на реальный компромисс и начать конкретное урегулирование нагорно-карабахского конфликта. Тем более, что в мае нынешнего года исполняется 15-я годовщина подписания Бишкекского протокола по установлению режима прекращения огня между сторонами конфликта. Добавим и то, что при своем повторном избрании на пост президента Ильхам Алиев заручился поддержкой как России, так и в определенной степени США. В ситуации, когда налицо были расхождения интересов России и США на Кавказе, вызванны стремлением администрации Дж.Буша резко усилить здесь свое военно-политическое присутствие за счет «выдавливания» из региона влияния России, вряд ли подобное было возможно. Сейчас появился шанс.

Об этом говорят, в частности, заявления некоторых сопредседателей Минской группы ОБСЕ о «новых идеях» и необходимости «отказаться от штампов» и совместить поэтапный и пакетный варианты урегулирования проблемы Карабаха.

Стали известны некоторые детали предлагаемого международными посредниками варианта большого политического промежуточного соглашения по урегулированию конфликта. Суть его заключается в освобождении Арменией пяти южных районов НК и создании тем самым условий для восстановления транспортных коммуникаций между двумя странами при одновременном отводе войск противостоящих сторон в глубь контролируемых ими территорий. В освободившуюся же «разъединительную полосу» предполагается ввести международные миротворческие силы под флагом ООН или ОБСЕ. После этого конфликтующие стороны вместе с посредниками должны определить общие параметры будущего статуса Нагорного Карабаха и примерные сроки достижения детального соглашения по этому спорному вопросу. Освобождение остальных занятых армянской стороной районов и будущий статус Шуши и Лачина остаются в прямой зависимости от достижения детального соглашения по главному вопросу.

Ранее азербайджанская сторона считала такой план несправедливым и неприемлемым для себя. Не выражала особого энтузиазма и армянская сторона. Но многое начинает меняться.

Размен энергоресурсов

Будем откровенны: Закавказье и Каспий были и остаются одними из приоритетных регионов во внешней политике Москвы. И она, как свидетельствуют последние заявления и шаги российского руководства, не намерена терять критически важные геополитические позиции на своих южных границах. Поэтому США и другим геополитическим игрокам на Южном Кавказе, если они хотят заручиться поддержкой России, придется учитывать здесь и наличие серьезных российских интересов.

И на этом направлении определились серьезные подвижки. Речь идет прежде всего о соглашении о поставках газа в Россию, переговоры о котором ведут «Газпром» и азербайджанская сторона. В беседе с журналистами в Москве Ильхам Алиев отметил, что это соглашение «открывает новое направление для азербайджанского газа, открывает перспективы для будущего, более полномасштабного сотрудничества в этой сфере». Он также сообщил, что Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (ГНКАР) практически в 2 раза увеличила собственную добычу, доведя ее почти до 8 млрд. кубометров. Потенциал Азербайджана по добыче газа Алиев оценил на уровне более 20 млрд. кубометров. В ближайшее время «Газпром» и ГНКАР проведут техническую инспекцию газопроводной системы на участке Баку - Ново-Филя для его модернизации. По данному участку азербайджанский газ будет поставляться в Россию. Баку - Ново-Филя - участок газотранспортной системы Азербайджана, идущий от Баку до российской границы по побережью Каспийского моря. Протяженность участка - около 200 км.

Кроме того, «Газпром» и ГНКАР намерены проработать варианты проведения обменных операций с природных газом.

С другой стороны, говоря о выгодной для Азербайджана диверсификации поставок газа на мировой рынок, Азербайджан все же позиционировал себя в качестве транзитной стороны. «Если будет обращение к нам обеспечить транзит, то, конечно же, мы это с удовольствием сделаем, поскольку мы, как и любая другая страна, заинтересованы в том, чтобы через нашу территорию транспортировались любые грузы, включая углеводороды», - отметил глава Азербайджана. При этом он напомнил, что его страна не является ни организатором, ни участником проекта Набукко».

Это - принципиально новая важная позиция, поскольку инициаторы проекта рассматривали в качестве промежуточного решения проекта использование газового месторождения на Каспии «Шахдениз-2». Сейчас, по логике Ильхама Алиева, он готов принимать газ и перекачивать его дальше его из «третьей страны». Так что перспектива «Набукко» начинает выходить за пределы Азербайджана.

Здесь, конечно, есть очень много моментов, над которыми спорят эксперты: рождение проекта проходило в условиях жесткого противостояния России и Запада по вопросам транспортировки энергоресурсов на мировой рынок. Поэтому возникает вопрос: политический это проект или экономический, и какую прибыль рассчитывают получить стороны в результате проекта? От ответа на этот вопрос и будет зависеть судьба «Набукко». Потому что в условиях кризиса мыльные пузыри геополитических проектов постепенно сдуваются, и вполне может оказаться так, что для участников проекта он станет просто не интересен. И здесь Азербайджан продемонстрировал взвешенность и разумность подходов.

Но, как говорят в большой политике, никогда не говори «никогда». При определенном раскладе сил может случиться и так, что «ко двору» придется и «Набукко». Этот магистральный газопровод протяженностью 3,3 тыс. км планируется построить для транспортировки природного газа из Средней Азии и прикаспийского региона в Центральную Европу через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию, Румынию и Австрию. Проект реализуют австрийская OMV, венгерская MOL, турецкая Botas, болгарская Bulgargaz и румынская Transgaz. Но может случиться так, что «Набукко» изменит свою маршрутную направленность и начнет поставлять топливо в Европу не в обход России, а вместе с ней.

Главное же теперь сделать все для того, чтобы не растратить попусту накопленный политический капитал и максимально его реализовать. Тогда безопасности и мира станет больше не только в Закавказье, но и на всем земном шаре.

Станислав ТАРАСОВ
22.04.2009

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Baku.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©