НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

С Новым годом, 2017-м!

С Новым годом, 2017-м! Семнадцатый год в России – говорящая цифра. Её знает каждый житель нашей страны. Поэтому поздравления с наступающим семнадцатым годом звучат несколько двусмысленно. Подробнее »

 
Ближневосточная головоломка
Кто и когда ее может распутать?
Приезд в Вашингтон по приглашению президента Барака Обамы израильского премьера Биньямина Нетаньяху, египетского президента Хосни Мубарака и главы Палестинской автономии Махмуда Аббаса лишний раз свидетельствует о том, что многострадальный мирный процесс на Ближнем Востоке оказался весьма близко к точке замерзания. А это грозит разогревом палестино-израильского конфликта. Скажем, король Иордании Абдалла II предрекает: если в ближайшее время не произойдет прорыва, то региону грозит новая волна необузданного насилия. Два главных игрока – Израиль и палестинская сторона – впервые за несколько последних лет полностью разошлись в подходах к мирному урегулированию.

«ястребы» точат когти

В Израиле, предпринявшем в начале года военную операцию против движения ХАМАС в секторе Газа, на гребне военной истерии в результате выборов к власти пришел коалиционный кабинет во главе с известным «ястребом», лидером правой партии «Ликуд» Биньямином Нетаньяху. Министром иностранных дел стал правый радикал Авигдор Либерман. Их предвыборные позиции во многом схожи. Суть их следующая – обеспечение безопасности Израиля любой ценой, вплоть до повторения карательных операций против радикальных организаций - суннитского ХАМАС в Газе и шиитской «Хезболлы» на юге Ливана, возможность нанесения превентивного удара по иранским ядерным объектам, отрицание необходимости создания независимого палестинского государства. Вместо этого даются туманные обещания способствовать укреплению безопасности на территории Палестинской автономии (ПА) на Западном берегу реки Иордан и налаживанию там нормальной экономической жизни. Вместе с тем предполагается расширение поселенческой деятельности на палестинских землях при фактическом сохранении там оккупационного режима.

Это по сути означает полный отход от прежних договоренностей с международным квартетом посредников в регионе в составе США, России, Евросоюза и ООН, подтвержденных в Аннаполисе предыдущей администрацией Джорджа Буша. Напомним, что прошлый год был на этом саммите выделен для того, чтобы дать мощный импульс ближневосточному мирному процессу, который должен был увенчаться созданием независимого Палестинского государства. Характерно, что для сохранения баланса и подстраховки в коалиционный кабинет был включен глава левоцентристской партии «Авода» Эхуд Барак, занявший пост министра обороны. Это назначение преследовало цель не допустить внешнеполитической изоляции Израиля, поскольку Барак известен как сторонник переговоров с палестинцами и предоставления им государственности.

Естественно, администрация ПА в лице ее главы Махмуда Аббаса заявила о том, что в таких условиях переговоры с Израилем теряют всякий смысл и в очередной раз апеллировала к мировому сообществу. Более того, представители ПА пригрозили в знак протеста распустить ее органы власти и поставить и Израиль, и арабо-мусульманский мир, и все мировое сообщество перед свершившимся фактом. Фактически этот шаг остался последним средством у руководства ПА хоть как-то повлиять на ситуацию. Позиции администрации ПА и лично ее руководителя Махмуда Аббаса существенно подорваны, в первую очередь, в глазах самих палестинцев. Его влияние сократилось до предела, а возможности для маневра крайне сужены.

Аббас между двух огней

Этому обстоятельству способствовал раскол в палестинском движении. Исламистская радикальная организация ХАМАС на парламентских выборах в 2006 году одержала убедительную победу, бросив вызов неэффективной и погрязшей в коррупции организации ФАТХ, которую возглавляет сам Махмуд Аббас и которая составляет костяк администрации ПА и местных сил безопасности. С большим трудом было создано палестинское правительство национального согласия, но оно, несмотря на все усилия арабского мира, рухнуло под грузом взаимных претензий и острых противоречий. Несмотря на демократичность выборов, к которым без устали призывает народы региона Вашингтон, Запад в целом не признал правительство национального согласия. Последовавшие события показали всю ошибочность этой позиции. Предлогом для такого демонстративного жеста послужило вхождение в правительство представителей ХАМАС. Эта организация, которую и США и Евросоюз квалифицируют как террористическую, отказалась признать Израиль, прекратить всякие акты насилия против еврейского государства и согласиться со всеми предыдущими договоренностями между палестинской стороной и Израилем.

ХАМАС аргументировала свою позицию так: несмотря на длящийся почти два десятилетия мирный процесс, Израиль не идет на требуемые уступки под различными предлогами, в основном связанными со своей пресловутой безопасностью, систематически нарушает свои обязательства, продолжает колонизацию палестинских земель, что делает практически нежизнеспособным независимое палестинское государство; Израиль строит разделительную защитную стену, отхватив значительные куски палестинских земель; он проводит политику физической ликвидации руководителей и активистов организаций палестинского сопротивления; продолжающаяся израильская оккупация и фактическая экономическая блокада душат экономику сектора Газы и Западного берега реки Иордан, доведя их население до крайней степени нищеты. По мнению руководства ХАМАС, курс на мирные переговоры с Израилем себя не оправдывает, и с оккупантами можно разговаривать лишь языком силы.

Противоречия между ХАМАС и ФАТХ вылились летом 2007 года в вооруженные столкновения в секторе Газа. В результате ХАМАС установил над сектором полный контроль. ПА оказалась расколотой на две части.

Казалось бы, в создавшейся ситуации израильское руководство могло бы вознаградить «хороших палестинцев», признавших Израиль и готовых на мирных переговорах добиваться взаимоприемлемого урегулирования, то есть ФАТХ и администрацию Махмуда Аббаса. Хотя бы приостановить строительство новых еврейских поселений на палестинских землях, снять значительную часть своих блок-постов, которые парализуют там нормальную жизнь, выпустить из тюрем значительную часть более чем 10 тысяч палестинских заключенных. Однако Израиль ничего этого не сделал, а лишь требовал от администрации Махмуда Аббаса усиления репрессий против ХАМАС. Как следствие, все ростки прогресса на бесконечных и безрезультатных переговорах исчезали. Сменявшие на протяжении большого числа лет друг друга правительства Израиля неизменно придерживались той линии, что еврейского государство в принципе весьма миролюбиво, но оно несправедливо подвергается нападениям со стороны террористов и не имеет серьезного партнера для переговоров с палестинской стороны. Однако когда такой партнер появлялся (Ясир Арафат), политическая верхушка израильского общества неизменно вставляла палки в колеса конструктивных мирных переговоров. Вот и на этот раз израильские власти фактически подставили Махмуда Аббаса, поскольку их действия крайне негативно сказались на популярности главы ПА. Мощный удар по ней нанесли израильские бомбардировки и артобстрелы сектора Газа. По сути Израиль сам политически уничтожал своего достойного полноправного партера.

Палестинцы хотят единства

Израильская операция «Литой свинец» против сектора Газа привела к шаткому перемирию. Худо-бедно ХАМАС прекратил ракетно-минометные обстрелы прилегающих к сектору Газа израильских населенных пунктов, хотя считал их единственным адекватным ответом на жесткую израильскую блокаду сектора. В Египте, который с большим подозрением относится к ХАМАС из-за его близости к запрещенной в стране организации «Братья-мусульмане», возобновились внутрипалестинские переговоры. На них обсуждается воссоздание правительства национального согласия, или, по крайней мере, формирование технического временного правительства, которое подготовило бы и провело президентские и парламентские выборы в январе будущего года. Переговоры идут весьма трудно. Каждая из сторон пытается выжать из них максимум выгод. ХАМАС явно надеется на очередную свою победу. ФАТХ пытается сохранить рычаги исполнительной власти в своих руках. Весьма важен в связи с этим и вопрос о предоставлении ПА обширной международной гуманитарной помощи, прежде всего для восстановления сектора Газа. Кто будет ее получать и распределять? От этого могут зависеть и итоги выборов. По последним сообщениям, палестинцам все-таки удалось договориться о формировании совместных сил безопасности и исполнительного комитета, который возьмет на себя функции временного правительства.

Надо отдать должное: руководство ХАМАС проявляет определенную гибкость. У его лидера Халеда Машааля появились примиренческие нотки. Например, он предложил весьма длительное, до 10 лет, перемирие с Израилем, намекнул на возможность его признания в границах 1967 года и вместо «согласия со всеми предыдущими палестино-израильскими договоренностями» выдвинул формулу их «соблюдения». Одновременно на Западе постепенно растет понимание того, что без подключения ХАМАС к мирному процессу достижение каких-то положительных результатов в деле урегулирования весьма проблематично. По многим каналам с руководством ХАМАС начались неофициальные контакты западных политиков разного уровня.

США обновляют имидж

После прихода в Белый дом новой администрации Барака Обамы начался и определенный пересмотр американской ближневосточной политики. При этом абсолютно не ставятся под сомнения обязательства Америки обеспечивать безопасность Израиля. Тем не менее устами президента Обамы и вице-президента Байдена впервые заявлено, что создание палестинского государства отвечает национальным интересам США. Несколько изменился и тон высказываний. Новый хозяин Белого дома сделал достижение ближневосточного урегулирования одной из приоритетных задач американской внешней политики. В регион зачастил спецпредставитель Обамы Джордж Митчелл. С целью вывести мирный процесс из глухого тупика в Вашингтон приглашены основные региональные игроки (минус, естественно, ХАМАС) - оказавшийся по сути в международной изоляции Нетаньяху, а также Хосни Мубарак и Махмуд Аббас. Перед посещением Вашингтона Нетаньяху, правда, встретился с египетским президентом и королем Иордании. Информация об этих встречах была весьма скупа, а речь на них несомненно заходила о необходимости признания израильским премьером идеи существования палестинского государства и, возможно, о подключении к переговорам в будущем в той или иной форме представителей ХАМАС. За прецедентом далеко ходить не надо. Ведь для достижения перемирия в январе нынешнего года такие переговоры через посредников во главе с шефом египетской разведки Омаром Сулейманом уже имели место.

Перед визитом премьера за океан израильские СМИ и политический истеблишмент попытались отвлечь внимание от палестино-израильского конфликта к якобы нарастающей ядерной угрозе Израилю со стороны Ирана. В близких к правительству Израиля кругах намекали, что основная опасность для стабильности и безопасности в регионе кроется именно в Иране. В союзе с неуступчивой Сирией он поддерживает экстремистов из ХАМАС и ливанской «Хезболлы», совершенствует свою ядерную программу с явным прицелом на разработку ядерного оружия, которое он, дескать, не колеблясь, применит против Израиля. Более того, муссируется тезис о том, что на антииранской антишиитской платформе можно и нужно наладить сотрудничество между Израилем и такими суннитскими арабскими странами, как, скажем, Египет, Саудовская Аравия и Иордания. Нетаньяху настаивает на том, что сначала в Вашингтоне надо обсудить иранскую ядерную угрозу и лишь во вторую очередь заняться палестинской проблемой. В американской же столице повестку дня переговоров планировали в обратном порядке.

Ряд наблюдателей не исключает возможность того, что для выхода из изоляции Израиль прибегнет к известному способу - провоцированию какого бы то ни было теракта против мирного населения со стороны ХАМАС или «Хезболлы», или же нанесению превентивного авиаудара по иранским ядерным объектам. Вокруг последнего предположения была поднята в СМИ такая шумиха, что американская администрация поспешила заявить: подобный налет недопустим без предварительного согласования с Белым домом. А, как известно, новая администрация объявила курс на восстановление подпорченного американской интервенцией в Ираке и Афганистане положительного имиджа Америки в глазах мусульманского мира, и эту линию должен подтвердить в своей речи Барак Обама, которая будет им произнесена в начале июня в Египте и которую уже поспешили окрестить исторической. Обама протянул пальмовую ветвь и Тегерану. Там также намекнули на возможность нормализации американо-иранских отношений. Так что демарш Израиля пока прошел впустую, и это обстоятельство весьма обеспокоило как власти Израиля, так и мощное произраильское лобби в США.

Жесткий разговор по ту сторону океана

В качестве первого шага доброй воли от правительства Нетаньяху Белый дом в небывало жесткой для американо-израильских отношений форме потребовал заморозить поселенческую активность и снять значительную часть блок-постов на территории ПА, а также принять в целом арабскую мирную инициативу от 2002 года, основанную на принципе «мир в обмен на землю» и соответствующую длинной цепочки резолюций Совета Безопасности ООН. Под прессом международного сообщества Нетаньяху, как ожидается, пойдет на публичное признание необходимости сосуществования бок о бок двух государств – Израиля и Палестины. Это будет преподано как победа американской дипломатии. Здесь может вовремя подоспеть инициатива Москвы по созыву новой международной мирной конференции по Ближнему Востоку. Наблюдатели отмечают, что Москва находится в уникальном положении. С одной стороны, у нее хорошие конструктивные отношения с Израилем, независимо от того, кто там стоит у власти. С другой - Россию традиционно связывают дружеские узы с арабским миром и особенно с палестинским движением. То есть эффективная посредническая миссия как бы предначертана России самой судьбой даже с учетом того, что крупно материально вложиться в обеспечение мирного урегулирования Москве, пожалуй, не по силам. Московская мирная конференция позволила бы подкрепить посреднический потенциал России и напомнить миру, что ключи к урегулированию в регионе (а оно имеет не только палестинское, но и сирийское, ливанское и общеарабское измерение) не находятся исключительно в руках США и Израилем.

Осторожный пессимизм

В хитросплетениях ближневосточного политического узла, как представляется, нет легких решений, и в отношении последних миротворческих усилий не стоит питать иллюзий. Израиль поднаторел в затягивании и растягивании разного рода переговоров. Политическая верхушка в стране прекрасно сознает, что реальный мир в регионе, включая решение палестинской проблемы, возвращение Сирии Голанских высот и урегулирование спорных вопросов с Ливаном, предполагает нормализацию отношений с соседями. А это означает налаживание свободного трансграничного обращения людей, товаров, технологий, капиталов, тесного политического взаимодействия. Все это вкупе с неумолимыми демографическими процессами, которые развиваются отнюдь не в пользу еврейского населения, подрывает идеологические и политические основы Израиля и предполагает весьма болезненный отказ от обветшавших и изживших себя стереотипов типа мононационального государства, борющегося за свое выживание во враждебном окружении. Давление США на Израиль тоже имеет свои пределы и, скорее всего, не затронет сферы военно-технического и экономического сотрудничества. Вряд ли Барак Обама будет им злоупотреблять. Думается, ставка здесь будет сделана на отстранение от власти кабинета Нетаньяху в том случае, если он не уловит исходящих от Белого дома сигналов. Прецедент уже имеется. В 1998 году резко разошедшийся во взглядах с тогдашним президентом Биллом Клинтоном премьер Нетаньяху был вынужден уйти со своего поста из-за очередного скандала, связанного со злоупотреблением властью и коррупцией. А политическая система Израиля такова, что компромат там можно отыскать практически на любого деятеля. Правда, есть и исключения. Например, лидер центристской партии «Кадима», бывший министр иностранных дел Ципи Ливни, которая, кстати, была победителем на недавних выборах, но не смогла сформировать правительственную коалицию. Она твердо верит в возможность мира с палестинцами и будет готова немедленно выйти из-за политических кулис в случае отставки довольно слабого, раздираемого амбициями входящих в кабинет Нетаньяху партий. И тогда начнется новая игра.

Пока же неясно и то, как будут реагировать на развитие событий палестинские радикалы, насколько далеко они будут эволюционировать в сторону здравого смысла и политического прагматизма, устоится ли правительство национального согласия, получит ли необходимую международную поддержку.

В этих условиях инициатором мобилизации такой поддержки как раз могла бы стать Россия. Без энергичных усилий всех игроков на ближневосточной арене, по сути, воз урегулирования, скорее всего, в практическом плане останется на том же месте.

Ведь даже такой «витринный голубь», как Эхуд Барак, который, впрочем, весьма охотно пускает в ход против палестинцев израильскую военную машину, в своих самых оптимистических прогнозах отводит выработке всеобъемлющего мирного соглашения не менее трех лет, а к ним добавляет еще пять лет на его претворение в жизнь. Видимо, Эхуд Барак знает, о чем говорит. Ведь он – один из авторов проекта урегулирования, отвергнутого Ясиром Арафатом в 2000 году. По самым скромным подсчетам его осуществление обошлось бы в год более чем в 20 миллиардов долларов на протяжении как минимум десятилетнего периода. Нужно было бы выплатить компенсации палестинским беженцам, покрыть затраты на эвакуацию значительного числа еврейских поселений, профинансировать обустройство границы и восстановление палестинской экономики, оплатить расходы на укрепление безопасности Израиля… А в условиях мирового экономического кризиса такие траты не по карману ни США, ни Евросоюзу, ни богатым арабским государствам. К тому же за предлагаемые израильским министром восемь лет в регионе утечет ох как много воды.

Андрей СТЕПАНОВ
20.05.2009


 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Baku.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©