НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

С Новым годом, 2017-м!

С Новым годом, 2017-м! Семнадцатый год в России – говорящая цифра. Её знает каждый житель нашей страны. Поэтому поздравления с наступающим семнадцатым годом звучат несколько двусмысленно. Подробнее »

 
Без ХАМАС не обойтись
Москва готовит конференцию по ближневосточному урегулированию
В проблеме ближневосточного урегулирования, словно в заколдованном круге, все начинает возвращаться «на круги своя».

Поначалу, когда при активном участии российской дипломатии администрации Джорджа Буша удалось провести в ноябре 2007 года в Аннаполисе (штат Мэриленд) международную конференцию по Ближнему Востоку, казалось, что процесс мирного урегулирования, наконец, сдвинулся с «мертвой точки». Аннаполис означал следующее. Во-первых, признание, что ближневосточное урегулирование включает в себя широкий комплекс проблем, начиная от палестинского процесса до нормализации израильско-сирийских отношений, урегулирования в Ливане. Это выводило бы на самую широкую платформу договоренностей, вплоть до урегулирования отношений Запада и Ирана, который пользуется заметным влиянием в ливанской группировке «Хезболла».

Во-вторых, Россия, учитывая, что за одну встречу невозможно решить годами копившиеся проблемы, предложила продолжить цикл международных встреч на уровне представительного форума в Москве. В-третьих, впервые за долгие годы Вашингтон и Москва решили действовать согласованно на этом направлении, отказываясь от несогласованных друг с другом политико-дипломатических инициатив. Однако при этом следует отметить, что Москва сохраняла контакты с ХАМАС, будучи уверенной в том, что без примирения и ХАМАС с ФАТХ вряд ли удастся добиться решения палестинской проблемы даже при самых благоприятных внешних условиях. Однако идеально выбранная позиция коспонсоров по ближневосточному урегулированию была в пух и прах разбита, прежде всего, руководством Израиля. Тель-Авив предпочел безуспешную тактику двухсторонних переговоров при «нейтральных посредниках», одновременно фактически блокируя созыв в Москве международной конференции. А в конце декабря 2008 – начале января 2009 года Израиль предпринял вооруженное кровопролитное вторжение в сектор Газа с расчетом расправиться с ХАМАС еще до официального вступления в должность нового президента США Барака Обамы.

Что из этого вышло, хорошо известно. Теперь практически все приходится начинать «с чистого листа». Делать это непросто, что убедительно доказал визит нового премьер-министра Израиля Нетаньяху в США, когда выяснилось, что Тель-Авив не готов даже к признанию фактора существования Палестинского государства, не говоря уже о выполнении условий «Дорожной карты».

Тем не менее, судя по всему, президент Барак Обама решил приступить к осуществлению своей ближневосточной доктрины. Ее основной тезис - создание необходимых условий для провозглашения Палестины независимым государством и достижение соответствующих договоренностей с Израилем. Однако под большим вопросом остается концептуальная основа ближневосточного урегулирования, которая легла в основу новой доктрины Белого дома.

Недавно в Ливане побывал с визитом вице-президент США Джо Байден. После встречи с президентом Мишелем Сулейманом он заявил: «Я нахожусь здесь не для того, чтобы поддержать отдельную партию или конкретное лицо. Я прибыл, чтобы продемонстрировать, что США поддерживают определенные фундаментальные принципы, которые состоят в следующем: только сам ливанский народ может избирать своих лидеров, и суверенитет Ливана никогда не может быть и никогда не будет разменной монетой». Со своей стороны, президент Сулейман заверил вашингтонского гостя, что Ливан готовится к проведению «справедливых и прозрачных выборов». Но в то же время США продолжают считать движение «Хезболла» террористической организацией, что не предвещает в будущем ничего хорошего, поскольку «Хезболла» поддерживает нынешнее правительство во главе с Мишелем Сулейманом. В этой связи возникает вопрос: «Что предпримут США в случае успеха «Хезболлы» на выборах в парламент?». Если США начнут переосмысливать стратегию в отношении Ливана - это одно. Другое дело, если они вновь спровоцируют вооруженный конфликт в Ливане. Тем самым будет вновь торпедирован процесс мирного урегулирования на Ближнем Востоке.

Свой ход сделала и российская дипломатия. В ходе своего нынешнего ближневосточного турне министр иностранных дел Сергей Лавров провел переговоры с находящимся в Сирии в изгнании лидером ХАМАС Халедом Машаалем. «Это был первый очень важный шаг на пути к преодолению нынешнего застоя в переговорном процессе, – заявил Лавров об этой встрече. – Ее двумя главными целями было стремление остановить нынешнюю израильскую политику в вопросе о поселениях, а с палестинской стороны – осуществить перестройку и объединить народ в лице ХАМАС и ФАТХ».

И еще один характерный штрих. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху решил своеобразно «нейтрализовать» эффект от встречи главы Смоленской площади с лидером ХАМАС. Он заявил, что «глубоко разочарован решением российского правительства поддерживать отношения с террористическими группировками». Тем самым он как бы намекал на то, что ХАМАС не следовало бы вновь вводить в «уравнение» ближневосточного регулирования хотя бы потому, что ранее он не проявлял особого желания поддержать сценарий Москвы по проведению в этом году в России ближневосточную мирную конференцию.

Но, как говорится, меняются времена, меняется и политика. «Все выразили и подтвердили свою поддержку этой конференции по Ближнему Востоку, - заявил в Дамаске Сергей Лавров.- Она должна состояться позже в этом году. ХАМАС испытывает ответственность не только за то, что происходит в Газе, но и за судьбу всего палестинского народа».

Станислав ГЯНДЖИНСКИЙ
27.05.2009


 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Baku.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©