НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

С Новым годом, 2017-м!

С Новым годом, 2017-м! Семнадцатый год в России – говорящая цифра. Её знает каждый житель нашей страны. Поэтому поздравления с наступающим семнадцатым годом звучат несколько двусмысленно. Подробнее »

 
Дружественный прагматизм
геополитика
Визит президента США Барака Обамы в Россию, о котором так много писали и говорили в последнее время, стал исторической реальностью. Стороны долго и тщательно готовились к этой встрече, поскольку на сей раз все стремились к достижению видимых и реально ощутимых успехов. Сделать это было не просто. У всех еще на памяти визиты президента США Джорджа Буша в Москву и Президента России Владимира Путина в США. Тогда между лидерами двух сверхдержав были установлены прекрасные личные отношения, что, однако, не послужило преградой на пути «холодных ветров», которые подули на Россию из-за океана в последние год-полтора правления администрации республиканцев.

Не случайно об этом периоде напомнил президенту США Бараку Обаме глава Правительства РФ Владимир Путин. Он отметил, что история российско-американских отношений очень давняя и имеет разную окраску - были годы процветания, было и противостояние. Таким образом, Россия как бы давала понять новому американскому президенту, что не воспринимает его в «романтическом облике», но готова налаживать отношения, вести их в конструктивном, а главное, в прагматическом духе.

Этот посыл стал главным во время переговоров в Кремле президентов Барака Обамы и Дмитрия Медведева. В этой связи аналитики обратили внимание на одну особенность: они не были продолжительными по времени - чуть более часа, стороны не импровизировали и четко следовали сценарным разработкам, подготовленным двумя командами. Поэтому эти переговоры нельзя считать таковыми в буквальном смысле слова. По сути Дмитрий Медведев и Барак Обама комментировали и оценивали уже подготовленные документы и определяли дальнейшие горизонты сотрудничества.

Итак, итоги московского саммита Медведев-Обама выглядят следующим образом. Достигнута договоренность через 7 лет сократить почти вдвое ядерный арсенал двух стран. Разработка нового Договора по СНВ будет продолжена и завершится только в декабре нынешнего года. В этой связи стороны подписали документ под названием «Совместное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений», который имеет рамочный характер.

Речь идет о возможности для России и США иметь от 500 до 1100 носителей стратегических ядерных вооружений и от 1500 до 1675 боеголовок. Достигнута также договоренность, что вопросы стратегических наступательных и оборонительных вооружений будут рассматриваться в комплексе. Ранее Москва предлагала Вашингтону отказаться от своих планов развернуть ПРО в Европе или строить оборонительную систему совместно, с привлечением третьих сторон. США пока не готовы принимать на сей счет конкретные решения.

В ходе переговоров обсуждались ситуация вокруг КНДР и проблемы ядерной программы Ирана. Если в первом случае ракетные запуски КНДР вызывают у России и США одинаковую политическую реакцию и они совместно работают в Совете Безопасности ООН, то ядерная программа Ирана требует «детальной проработки и тщательного анализа», поскольку она по-прежнему чрезмерно политизирована Западом. Помимо этого Москва подписала соглашение о транзите американских военных грузов через свою территорию.

По большому счету в сухом остатке реальным является только соглашение по Афганистану. Это понятно, поскольку администрация Барака Обамы решила провести в этой стране «последний и решающий бой» и справиться в одиночку с этой проблемой не в состоянии. Поэтому если выражаться фигурально, Москва и Вашингтон еще только приблизились к «кнопке перезагрузки» с намерением по-настоящему «начать» ее в будущем.

Второй аспект московских переговоров: доминирование так называемой «глобалистики». Всем понятно, и после нового Договора по СНВ Россия и США будут продолжать сохранять такое количество ядерного оружия, которое способно кратно не только уничтожить друг друга, но и всю жизнь на земном шаре. Это означает, что ядерное оружие в качестве элемента сдерживания продолжает выполнять свою функцию.

Бросается в глаза еще один нюанс московских переговоров. Стороны практически обошли тематику расширения двустороннего торгово-экономического сотрудничества, возможность вступления Таможенного союза Россия-Белоруссия-Казахстан в ВТО, отход от жесткой конкуренции по прокладке газо- нефтепроводов. Это, видимо, объясняется тем обстоятельством, что, по данным статистики, торговый оборот с РФ составляет менее 1% всего торгового оборота США. Для стран, обладающих огромным торгово-экономическим потенциалом, это – ничто.

За скобками публичной дискуссии остались и проблемы определения «правил игры» на постсоветском пространстве, где присутствие США становится все более ощутимым.

В этой связи оптимисты могут заявить, что на одном саммите сразу всех проблем не решить, тем более, что они впитывают в себя все «комплексы глобальной политики». Но все-таки делать однозначные выводы, что московский саммит Обама-Медведев заложил прочные основы для выстраивания отношений с Россией с расчетом на длительную перспективу, рановато.

Пока Вашингтон в Москве реально отработал только «Афганистан», то есть сделал так, как поступала и администрация Джорджа Буша: заключать соглашения коалиционного характера для достижения конкретной цели. И только дальнейший ход событий - отказ США, например, от ПРО, действия, направленные на укрепление мировой безопасности, выход с Россией на уровень стратегического партнерства позволят определить истинные намерения и политику администрации Барака Обамы.

08.07.2009     


 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Baku.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©