НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

С Новым годом, 2017-м!

С Новым годом, 2017-м! Семнадцатый год в России – говорящая цифра. Её знает каждый житель нашей страны. Поэтому поздравления с наступающим семнадцатым годом звучат несколько двусмысленно. Подробнее »

 
АНАТОЛИЙ КОРЕНДЯСЕВ: ОБЕСПЕЧИМ УСПЕХИ В БЛИЖНЕМ ЗАРУБЕЖЬЕ – БУДУТ УВАЖАТЬ И В ДАЛЬНЕМ
интервью
О проблемах развития ситуации на европейской части постсоветского пространства, проявившихся в последнее время, и вкладе в их осознание и разрешение депутатского корпуса читателям «РВ» рассказал заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Анатолий Корендясев.

- Анатолий Александрович, каковы общие контуры проблематики, которую охватывает в своей работе представляемый вами думский комитет?

- Парламентский Комитет по делам СНГ свое место в системе межгосударственных отношений, я полагаю, нашел. В последнее время он был сопричастен к решению всех злободневных вопросов, которые возникали на пространстве СНГ. Важнейшая проблематика в деятельности комитета касается расширения и систематизации договорно-правовой базы отношений России со странами Содружества. Стоит отметить значимость в этой работе инвентаризации старых проектов. Так, ускорение ратификации некоторых соглашений в рамках СНГ, которые годами лежали под сукном, позволили выйти на планомерный темп работы, который находит понимание и поддержку как в органах исполнительной власти РФ, так и у наших зарубежных партнеров.

В последнее время существенно укрепились механизмы интеграции на постсоветском пространстве, проведена их настройка в связи с актуальными проблемами для стран-членов: создан антикризисный план действий в рамках ЕврАзЭС, существенно продвинулся вопрос с созданием сил быстрого реагирования ОДКБ. Это серьезные решения, предыстория проработки которых затянулась на 17 лет. Набранный темп терять нельзя. Несмотря на все сложности переговорного процесса, политическое руководство России жестко ориентирует нас на формирование тройственного Таможенного союза до 2010 года - в составе России, Белоруссии и Казахстана. 14 апреля 2009 г. мы провели выездное заседание нашего Комитета совместно с Федеральной таможенной службой с участием заинтересованных ведомств, подготовили рекомендации для Правительства и Администрации Президента РФ. В этой сфере надо принимать комплексную программу, не оглядываясь на текущие трудности из-за экономического кризиса.

- Что же мешает поступательному развитию доверительных союзных отношений с Белоруссией?

- На мой взгляд, все эти частные всплески, наподобие «молочного инцидента», идут от неумелой работы чиновников. Я не хочу сказать, что лукавый за всем стоит – тяжело идет интеграция, есть какие-то в верхних эшелонах недопонимания, но самое главное – есть устойчивое представление в народной дипломатии, что невозможно никому повернуть вспять. Ткань практического взаимодействия настолько прочна, что никакие всплески негативных эмоций или недоразумения нам всерьез помешать не смогут. Так что я с оптимизмом смотрю на это союзное строительство с Белоруссией.

- Как складывается, на ваш взгляд, ситуация вокруг Молдавии и приднестровского урегулирования?

- Мы были очень близки к разрешению этого конфликта в 2003 году, но тогда сыграли свою роль негативные отталкивающие факторы, взаимное недоверие перевесило. Сейчас дело урегулирования отношений между берегами Днестра продолжается. Только вот среди «горячих патриотов» у нас все считают себя специалистами в конфликтологии, как и в футболе, но порой от их заявлений больше вреда, чем от каких-то злодеев, замышляющих антироссийские акции на международной арене.

Хотел бы отметить, что в Москве есть понимание того, что нам нельзя усугублять положение приднестровцев односторонними действиями, поскольку у нас нет сопряженной границы. Сейчас важно правильно построить отношения с Молдавией - это облегчит и жизнь Приднестровья. Кишинев важен для России и с экономической, и с геополитической точек зрения. Не стоит забывать, что Молдавия – это выход на Балканы, где у нашей страны традиционно имеются интересы. Я рад, что приднестровские руководители, пусть не все, но все же, осознают и понимают, что мы в России желаем оказывать помощь в таком формате, чтобы жизнь стала легче по обе стороны Днестра – тогда и взаимопонимание между Тирасполем и Кишиневом легче будет находить.

- А чем характеризуется украинский фактор в российской внешнеполитической раскладке?

- Украинский фактор имеет большое значение не только в известном проблемном ключе, но и в плане экономического взаимодействия. Хочу напомнить, что в недавней истории были моменты, когда Киев хотел даже опережать Москву в экономическом сближении, говорил о возможности союза в народнохозяйственной области. Но, с другой стороны, политические заявления и символические жесты ведущих украинских политиков не были адекватны этим намерениям. Хотя, надо сказать, что если бы мы пошли на ускоренное сближение в экономике в то время, когда Леонид Кучма еще возглавлял Совет глав государств СНГ, то мы могли бы достичь важного результата, несмотря на негативную в целом риторику. Но сказалась рьяная защита некоторых наших узких или ложно понятых интересов. Следует сказать, что засилье в переговорном процессе лиц, блюдущих второстепенные интересы с обеих сторон, всегда приводит к общему раздраю. Недостаточно, видимо, было политической воли.

Сейчас ситуация далеко не безнадежная, протрезвление там наступает, и со всех сторон звучат громкие заявления о необходимости договариваться – понятно, что они делаются на фоне разворачивающейся кампании по выборам президента Украины. Уже и на Западе, продолжая разыгрывать украинскую карту, дают понять, что у них хватает головной боли с восточноевропейскими «новобранцами» в ЕС и НАТО, и на Украину пока ни средств, ни нервов нет.

Хотел бы подчеркнуть, что у нас прозрачные планы в отношении Украины и европейского пространства. Мы хотим создать единые экономические правила, безопасность европейскую «освежить». Мы предлагаем конкуренцию интеграционных проектов, а горячие головы на Западе все пытаются отрывать от СНГ то одну, то другую страну, провоцируя хаос и насилие, как это было в истории с Грузией. В отношении Украины нам такой сценарий абсолютно неприемлем.

- Швеция, которая сейчас председательствует в ЕС, фактически заявила о пересмотре финансового наполнения и сроков реализации, а также о сужении сферы применения программы «Восточное партнерство». Насколько жизнеспособно это политическое направление вообще и в какой мере могут стать действенны его механизмы в условиях затягивающегося мирового экономического кризиса?

- Конечно, «возникновение новых вызовов» в виде финансовых брешей Евросоюза и экстренных задач по стабилизации собственного хозяйства побуждает европейских политиков ограничить на время себя в «сладком». Но следует помнить, что стратегическая задача, вызывающая к жизни в интеллектуально-политических штабах Запада подобные «Восточному партнерству» прожекты, остается неизменной – отрыв от России все большего и большего пространства, чтобы ее «умерить», наконец, до «тришкиного кафтана».

Здесь нет ничего предрешенного: все будет зависеть от действий руководства России, от того, насколько мы сможем предложить привлекательный проект для пространственного общения и позитивной взаимозависимости на территории бывшего СССР. Уже прошло двадцать лет с того времени, как были запущены в Советском Союзе дезинтеграционные процессы, исторический отрыв нешуточный. Так что Москва должна успеть предложить внятную альтернативу, пока расхождения в развитии постсоветских стран не стали непреодолимыми. Россия на протяжении сотен лет была центром притяжения, поскольку она могла предложить варианты выживания и развития, как с точки зрения безопасности, так и в культурной сфере, открывала новые возможности с позиции экономических связей. И такая активная политика Москвы на протяжении сотен лет приносила свои плоды, причем далеко не только путем завоеваний, привычным для всех великих держав прошедших эпох.

Нельзя сказать, что последний исторический отрезок был аморфным - определены новые форматы взаимодействия, подписаны сотни документов, двухсторонних и многосторонних соглашений. Но очевидно также, что работа должна быть более активной и глубокой. Раз заявлена политическая задача приоритетности экономического и культурного пространства СНГ для России, первоочередной заинтересованности в сохранении и развитии былых связей, то следует использовать весь накопленный опыт по сочетанию двусторонних и многосторонних договоренностей, не стесняться делать разноуровневые предложения. Если сейчас мы сумеем преодолеть тенденцию некоторой аморфности, отставания от основных трендов в СНГ, то мы и из кризиса выйдем окрепшими, сохраним позиции на будущее, сопоставимые в целом с такими игроками, как Китай, Индия и Бразилия. Обеспечим успехи в ближнем зарубежье – будут уважать и в дальнем.

- Вероятно, в этом направлении есть немало возможностей и на парламентской площадке?

- Да, в Комитете Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками мы видим, как нужно в первую очередь налаживать наше парламентское взаимодействие со странами Содружества. Здесь нельзя замыкаться на Парламентской ассамблее СНГ, так как она сильно ограничена регламентом работы и включает в себя очень узкий круг людей. Большие возможности открываются с развитием отношений по профильным комитетам в парламентах на постсоветском пространстве. К сожалению, кризис сказался и на Госдуме, сейчас поездки по установлению и развитию таких контактов резко сократили, хотя они весьма интересны. Что же, будем выходить из положения, используя электронные средства коммуникации, прежние личные знакомства и выходы. Готовность к такой совместной работе нам подтвердили коллеги из сопредельных парламентов. Следует отметить принципиальный момент: законодательные органы отражают более широкий спектр мнений в обществе, чем исполнительная ветвь власти. К этому направлению примыкает также задача наладить систему отношений с конструктивными общественными организациями и политологическими центрами на просторах СНГ, которым до сих пор, может быть, уделялось не столь много внимания. В общем, работы непочатый край, нужны серьезные организационные усилия, ну и кое-какие затраты, если мы хотим достичь определенного результата.

Беседовал Владимир СИМИНДЕЙ
15.07.2009


 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Baku.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©