НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

С Новым годом, 2017-м!

С Новым годом, 2017-м! Семнадцатый год в России – говорящая цифра. Её знает каждый житель нашей страны. Поэтому поздравления с наступающим семнадцатым годом звучат несколько двусмысленно. Подробнее »

 
О БЕДНОМ ГРУЗИНЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО
Население некогда цветущей закавказской республики нищает
По прогнозам американских экспертов, нынешнее затяжное и в целом политкорректное противостояние оппозиции и властей Грузии может спровоцировать стихийные и более острые формы выступлений, которые в центральных районах республики будут направлены и против правительства, и против его официальных противников. А в Аджарии, армянском и азербайджанском анклавах протест против центральной власти может привести к усилению радикального сепаратизма.

Поводом для подобного развития событий может стать, с одной стороны, безрезультатность действий оппозиции и с другой – дальнейшее обострение социально-экономической ситуации значительной части населения республики. В этой связи экспертами вашингтонского Национального демократического института (НДИ) отмечается, что противники режима Саакашвили продолжают концентрировать основное внимание на политических вопросах, связанных с его отставкой, и не выдвигают внятной позитивной программы по борьбе с бедностью, увеличением рабочих мест, повышением уровня жизни и т.д.

В то же время обстановка на потребительском уровне оценивается НДИ как «приближающаяся к катастрофической». Со ссылкой на грузинские источники и собственную информацию американцы отмечают продолжающийся рост безработицы. По официальным данным, она составляет 14 % трудоспособного населения. Однако по независимым оценкам Международной организации труда (International Labour Organization), она превышает 30 %, т.е. более 450 000 человек. В числе безработных называется большое количество молодых людей (25 – 30 лет) с законченным или незаконченным (бакалавры) высшим образованием. Доминирующие специальности среди этой категории безработных – учителя, врачи, экономисты.

Помимо безработицы на рост социальной напряженности влияют и низкие доходы работников бюджетной сферы и пенсионеров. В отчете НДИ указывается, что при средней пенсии 80 лари и зарплате учителя 130-150 лари реальный прожиточный минимум в Тбилиси и других крупных городах колеблется от 260 до 300 лари. Причем эта сумма включает только расходы на питание и коммунальные услуги без учета приобретения лекарств, одежды, обуви, и т.д. Как следствие, по данным НДИ, в настоящее время за чертой бедности, фактически в нищете находятся 0,9 – 1,0 млн. жителей республики.

Проведенное же в мае понижение стоимостного порога уровня прожиточного минимума до 114,9 лари (цель правительства – сократить статистический разрыв между доходами населения и размером потребительской корзины) также способствует радикализации грузинского общества. Однако американцы подчеркивают вынужденный характер этого шага, поскольку в текущем году и, скорее всего, в 2010 году правительство будет не в состоянии увеличивать социальные программы для населения и обеспечивать повышение заработной платы работникам бюджетной сферы и пенсионерам.

Характеризуя состояние грузинской экономики, эксперты отмечают ошибку, допущенную правительством республики при планировании бюджета на текущий год, когда бюджет верстался исходя из того, что рост ВВП составит 2,5 %. Однако по недавним прогнозам МВФ, рост экономики составит менее 1 %. Сами же эксперты допускают возможность отрицательного роста – примерно -0,5 %. В дальнейшем эта тенденция будет усиливаться, поскольку реальных предпосылок в виде оживления грузинского экспорта или притока прямых иностранных инвестиции не просматривается.

Возможность ослабления социальной напряженности за счет помощи извне представляется экспертам весьма проблематичной. Тем более, что даже выделенные осенью прошлого года значительные суммы достаточно жестко структурированы и предназначены для определенных программ. Например, полученный 21 мая пакет помощи из США в размере 53,3 млн. долларов направлен на решение следующих программ: демократизация общества (законотворчество, независимые СМИ, общественные организации и т.д.) – 20 млн. долларов; объекты энергетики (строительство новых, модернизация действующих, энергосберегающие технологии) – 18,1 млн.; развитие системы здравоохранения – 8 млн. И так далее. Практическая помощь остронуждающимся категориям населения в этом пакете не предусмотрена.

По прогнозам западных экспертов, к середине осени грузинскую экономику ждет вторая волна экономического кризиса. Это приведет к дальнейшему сокращению ВВП, снижению собираемости налогов, инвестиций, деловой активности и т.д. Причем в отличие от марта-апреля текущего года, когда финансовая и экономическая обстановка в республике была наиболее сложной, вторая волна кризиса не только сильнее ударит по финансовому и производственному секторам экономики, но и опустится на потребительский уровень. А это будет способствовать росту социальной напряженности и созданию взрывоопасной политической ситуации. По оценке аналитиков вашингтонского Института американского предпринимательства (AEI), в этих условиях возможность Тбилиси влиять на экономику и финансы республики будет минимальной.

В настоящее время потребительский рынок находится в критических условиях и, по прогнозам американцев, в ближайшие месяцы должен существенно сократиться. При этом отмечается, что после прихода к власти Саакашвили количество малых и средних предприятий в республике и так сократилось почти вдвое.

По прогнозам AEI, на снижение степени налогового бремени тбилисское руководство не пойдет, в частности, руководствуясь своим постоянным тезисом, что в условиях рынка государство должно не мешать бизнесу, но не обязано ему помогать. Кроме того, грузинское правительство опасается, что финансовая отдача от активизации реального сектора экономики наступит слишком поздно. Тем более что уже сейчас нехватка бюджетных поступлений начинает приобретать критический характер.

Со ссылкой на грузинские источники, эксперты сообщают о массовых задержках заработной платы работникам бюджетной сферы в грузинской провинции, например, в городе Поти зарплата за апрель-май была выплачена только во второй половине июня и то только после того, как правительство оказало городским властям поддержку в размере полутора миллионов лари. В этой связи некоторые руководители районов и крупных населенных пунктов уже ставят вопрос перед правительством о необходимости оставлять в распоряжение региональных властей средства, собираемые в виде налогов на прибыль и подоходного налога. Однако руководство страны настаивает на сохранении действующей схемы, рекомендуя властям на местах экономнее распоряжаться теми средствами, которые есть в их распоряжении. В этом эксперты видят потенциально опасный конфликт между центром и регионами, который может обостриться в ходе грядущей волны кризиса. Что может быть использовано сепаратистскими кругами в Аджарии, а также в районах компактного проживания армян, азербайджанцев, курдов и т.д.

Эксперты вашингтонского Центра стратегических и международных исследований (CSIS), комментируя позицию Тбилиси, высказывают опасение, что низкая собираемость налогов вследствие спада деловой активности в республике (по их оценкам деловая активность в Грузии сократилась примерно на 50 %) может привести к тому, что к концу года правительство недополучит почти 1 млрд. лари. Прогнозы грузинского правительства относительно того, что недополучение налоговых сборов в текущем году не превысят 500 млн. лари, американцы считают явно и неоправданно заниженными.

Компенсировать эти потери в условиях сокращения объемов прямых иностранных инвестиций (как это делалось почти все время за годы правления Саакашвили) предполагается за счет иностранных заимствований и грантов. По оценкам министерства торговли США, на которые ссылаются эксперты CSIS, максимальный приток иностранных инвестиций составит не более 400 млн. долларов (в 2007 г. – 1750 млн. долл., в 2008 – 1280 млн.).

Со ссылкой на грузинские источники, американцы сообщают, что из 4,5 млрд. долларов помощи и кредитов республике, начиная со второй половины прошлого года и до конца нынешнего Грузии обещано выплатить около 1,7 млрд. Из них на 1 мая текущего года уже получено 768 млн. долларов. Однако этих средств может хватить лишь для поддержания финансовой и банковской систем, а также для частичной компенсации бюджетного дефицита. Учитывая тактику, которой придерживаются ведущие грузинские банки, иностранные вливания не дойдут до реального сектора. В настоящее время запасы наличности ведущих банков республики составляют, по оценкам американцев, не менее 1 млрд. долларов. Однако кредитные операции практически заморожены.

По прогнозам CSIS, такая политика приведет к кризису неплатежей и банкротств, который выпадет на осень текущего года, последствиями этого будет резкий рост безработицы, задержки выплат пенсий, зарплат бюджетникам, пособий и т.д.

Негативный прогноз дается также относительно перспектив Грузии на выход из кризиса уже после изменения мировой финансовой и экономической конъюнктуры. В этой связи указывается на размеры внешней государственной задолжности, которая в настоящее время составляет не менее 28 % ВВП, а к концу года превысит 30 %. Критическим является 40 %. Однако необходимость выплат и обслуживания долгов отрицательно скажется на возможности грузинского руководства стимулировать внутреннее производство.

Иван ВАСИЛЬЕВ
15.07.2009


 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Baku.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©