НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

С Новым годом, 2017-м!

С Новым годом, 2017-м! Семнадцатый год в России – говорящая цифра. Её знает каждый житель нашей страны. Поэтому поздравления с наступающим семнадцатым годом звучат несколько двусмысленно. Подробнее »

 
Московский раунд переговоров по Карабаху на фоне диверсионной пропаганды
точка зрения
17 июля в Москве состоялись переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта с участием президентов Армении и Азербайджана при посредничестве сопредседателей Минской группы. Сегодня, 18 июля, запланированы переговоры в трехстороннем формате с участием президента РФ Дмитрия Медведева.

Интерес международной общественности к процессу урегулирования карабахского конфликта резко возрос после событий августа 2008 года вокруг Южной Осетии. На саммите G8 в Италии Россия, Франция и США приняли совместное заявление, в котором призвали руководителей Армении и Азербайджана как можно скорее согласовать базовые принципы урегулирования проблемы. Последние были опубликованы на официальном сайте Белого дома и вызвали в обществах двух стран серьезный ажиотаж.

Документ содержит ряд пунктов, определяющих основополагающие этапы урегулирования. Их можно было бы назвать сбалансированными, но, вместе с тем, предельная осторожность посредников сказалась на содержательной части тезисов, которые в перспективе и должны лечь в основу полноценного договора о мире между противоборствующими сторонами. Размазанность формулировок дала обратный эффект - общественность Армении и Азербайджана усмотрела в документе возможности для различных подвохов, которые не исходят из интересов их стран. Однако особенно резко выступили политические силы и общественные организации Нагорного Карабаха, которые подчеркнули, что обсуждаемые сторонами базовые принципы не имеют ничего общего с задачей урегулирования конфликта, поскольку изначально не согласованы с карабахской стороной.

Тем не менее, состоявшаяся в Москве встреча конфликтующих сторон и посредников призвана была стать еще одним этапом на пути согласования этих принципов. Сложность задачи обусловлена не только взаимоисключающими подходами сторон, но и конкурирующими друг с другом интересами самих посредников. Не были в достаточной мере четко спрогнозированы и последствия опосредованного, но очень активного вмешательства Турции в активную часть переговорного процесса.

Публичный армяно-турецкий диалог по нормализации отношений кардинальным образом ускорил переговоры вокруг карабахского конфликта, поскольку свел к минимуму возможности Баку для долгосрочного маневрирования и накопления военного потенциала. Нервозность азербайджанской политики стала бросаться в глаза, в том числе она сказалась на взаимоотношениях Азербайджана с США и Россией.

Текущий этап переговорного процесса характеризуется проактивной тактикой США и Франции, а также масштабными дипломатическими маневрами России и Турции. Такая активность посредников настораживает и Ереван, и Баку, традиционного опасающихся резких движений, заявлений и действий по этой больной теме.

Президент Азербайджана, после публикации текста базовых принципов оказавшийся в еще более сложном положении, чем его армянский коллега, пытается регулировать интенсивность переговорного процесса ужесточением или смягчением риторики. Азербайджанская сторона давно уже создала и эффективно использует пропагандистскую машину, которая в последнее время стала выполнять задачи военного и подрывного характера.

Сразу после завершения двусторонних переговоров с Сержем Саргсяном и в преддверии трехсторонних переговоров с участием президента РФ, азербайджанские агентства распространили текст ( http://www.1news.az/analytics/20090718093131927.html ) "Обращения к военнослужащим ВС Армении", подписанный "Азербайджанским комитетом защиты бывших армянских военнослужащих".

Текст составлен в лучших традициях военной-диверсионной пропаганды,использовавшейся разве что в период Второй мировой войны соответствующими структурами Вермахта. Использование подобных информационно-подрывных методов совершенно противоречит духу и букве Московской декларации, подписанной президентами Армении, Азербайджан и России в Майндорфе.

Напомним, в документе прямо оговаривается необходимость проведения комплекса мер по восстановлению доверия между армянским и азербайджанским народами.

Как это ни парадоксально, однако урегулирование нагорно-карабахского конфликта становится тем более невозможным, чем активнее идут переговоры вокруг этой проблемы.

За годы своего существования карабахская проблема приобрела для Армении и Азербайджана гораздо более глубокий внутриполитический контекст, чем внешний. Региональное и международное значение карабахской проблематики сегодня приоритет для преследующих свои геополитические и внешнеэкономические интересы мировых центров силы. Таким образом, развязка карабахской проблемы может наступить исключительно в случае совпадения интересов внешних игроков, а также безальтернативной ситуации и полном внутреннем консенсусе внутри Армении и Азербайджана.

Однако и в этом случае успех не гарантирован, поскольку, собственно говоря, причиной конфликта, а значит и предметом переговоров является судьба Нагорного Карабаха и его населения, а не механизмы отвода армянских сил и введения миротворческого контингента. Если последние две задачи могут быть осуществлены в том или ином режиме, то главный вопрос нуждается в приоритетном решении, поскольку став причиной конфликта однажды, он с легкостью может раздуть войну во второй раз, даже в условиях присутствия международного контингента. И здесь очевидно, что обсуждать главный вопрос, вопрос статуса Нагорного Карабаха, невозможно без участия делегированных карабахским населением представителей.

Чем дальше отодвигается момент истины, который наступит с вхождением Степанакерта в переговоры, тем выше риск срыва и новой войны.

Виктор Якубян
18.07.2009
                 

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Baku.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©