НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

С Новым годом, 2017-м!

С Новым годом, 2017-м! Семнадцатый год в России – говорящая цифра. Её знает каждый житель нашей страны. Поэтому поздравления с наступающим семнадцатым годом звучат несколько двусмысленно. Подробнее »

 
Развал « Черноморской гармонии»
Пентагон разработал и представил новую стратегию в отношению черноморского региона. Новой ее называют потому, что после вступления в НАТО Болгарии  и Румынии  геополитическая ситуация в этом регионе мира действительно претерпевает серьезные изменения.

Основные параметры этой стратегии были разработаны еще в конце прошлого года, буквально накануне вступления этих стран в Североатлантический альянс. Именно тогда некоторые высокопоставленные чиновники Пентагона допустили «утечки информации» относительно  геостратегических  параметров действий  США в этом регионе мира, заявляя,  что теперь их опорой на Черном море может стать не Турция, а Румыния.
В этой стране на четырех военных базах США  планируется  разместить  1.500 военнослужащих. А на одной из этих баз – аэродроме близ Констанцы – появится  штаб-квартира Восточноевропейской оперативной группы Пентагона. Однако переориентации Пентагона в выборе стратегического союзника в черноморском бассейне в  лице Румынии  выявила ряд проблем, к решению которых Пентагон пока не готов. По многим причинам.
Например, если в составе американских военных баз в Румынии или Болгарии появятся не только сухопутные части и авиация, но и военно-морские силы, то эти страны могут стать инициаторами развала чрезвычайно тонкой системы Монтро 1936 года, определяющей статус Проливов и иностранных судов в акватории Черного моря. В нынешних условиях эта система  быстро развалиться, а при существующем геополитическом раскладе  создать нечто подобное будет чрезвычайно сложно. Поэтому регион, находящийся под непрерывным давлением национальных, геополитических, межэтнических и конфессиональных  и военных сил  быстро пойдет вразнос.
Во-вторых,  румынский фактор окончательно разваливает и Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Еще до вступления Румынии и Болгарии в НАТО  зону действия этого договора американцы заморозили центром Европы, оставляя восточную часть этого континента в так называемой «серой зоне». Страны, вошедшие недавно в НАТО, просто не охвачены ДОВСЕ.  И, наконец, ставка на Бухарест могло окончательно испортить отношения Пентагона со своим старым, не раз проверенным союзником, членом НАТО Турцией. Эта страна, считает известный американский аналитик Ариэль Коэн, при умеренно исламистском правительстве хотела бы видеть Причерноморье стабильным, но не хочет рассматривать вопросы стабильности на переговорах с западными партнерами.
С началом иракской войны отношения Турции с США претерпели существенные изменения. Старая союзница Запада, давно мечтающая о вступлении в Евросоюз, постепенно отходит от США и от НАТО. В последнем докладе «О национальной безопасности Турции» говорится, что Турции необходимо использовать свое геополитическое положение, чтобы стать центром аккумуляции и транзита энергоресурсов, идущих в западные страны из России, с Ближнего Востока и из Центральной Азии. Однако Вашингтон  стал откровенно игнорировать  интересы Турции, разыгрывая «курдскую карту». Еще неизвестно, во что все это выльется, особенно если США нападут на Иран. Тогда курды вообще могут выйти из-под контроля, что чревато развалом всего турецкого государства.
    Анкару это очень беспокоит. Многие турецкие политики уже призывают  руководство страны переориентироваться на сотрудничество с Россией, другими странами СНГ, примыкающими к Черноморскому бассейну.  Похоже, что с этими моментами во внешней политики Турции вынуждены  считаться США.  Потеря Турции  в качестве союзника для Вашингтона означала бы крах его всей стратегии в этом регионе мира. Поэтому Белый Дом решил не рисковать. Турции первой была предоставлена американская «Новая черноморская  стратегия», поскольку, как заявил чиновник Пентагона, « эффективное функционирование этой программы невозможно без Турции».
В  чем же смысл этой американской программы? Ее содержание остается  строго засекреченным, хотя о некоторых ее контурах недавно сообщала турецкая печать. Речь идет о попытках активнее привлечь страны черноморского региона к участию в возглавляемой Турцией программе морской безопасности под названием «Черноморская гармония», в рамках которой  государства региона должны обмениваться данными о движении судов. Напомним, что НАТО уже проводит аналогичную программу обеспечения морской безопасности в Средиземном море, которая носит название «Активные усилия». Кстати, в этой программе принимает участие и Россия. Теперь же, когда НАТО пытается расширить сферу действия этой программы и на Черное море, могут возникнуть непростые проблемы.
Дело в том, что помимо Турции важнейшим игроком в Черном море является Россия. Но Пентагон понимает, что с его планами может не согласиться Москва. «Мы не ожидаем, что русские готовы сотрудничать; они воспримут это как вмешательство в их сферу влияния. Однако мы всегда пытаемся искать возможности для сотрудничества с Россией. Мы не хотим, чтобы они были нашими противниками,- говорит чиновник Пентагона.- Однако мы не можем себе позволить, чтобы возражения России держали нас в заложниках». То есть, выходит, что  при осуществлении программы «Активные усилия» в Средиземном море  Россия устраивает как партнер, а в  «Новой черноморской стратегии» ее интересы могут игнорироваться. Почему?
В настоящее время США не усматривают конкретной военной угрозы в черноморском регионе. Тем не менее, они пытаются  любыми способами  усилить свой контроль над этим регионом мира. Понятно – почему: черноморский бассейн представляет собой стратегически важный регион, граничащий с Ближним Востоком, и важный маршрут для транзита каспийской нефти. Одновременно  Черноморский регион — место пересечения различных политических интересов и сфер влияния. Болгария и Румыния — члены НАТО, пишет Ариэль Коэн,  Украина колеблется между Россией и Западом. Грузия склоняется к Западу, Турции приходится выбирать между Востоком и Западом.  Россия, по мнению американского политолога,  идет своим путем. Эти шесть приморских стран и другие государства региона постепенно осознают свою региональную идентичность — как раз тогда, как в их ареале стараются утвердиться так называемая  «посторонняя сила». К тому же черноморский регион может стать плацдармом для военных операций в Афганистане, Ираке и Иране.  Вместе с тем, это — юго-восточная граница Европы, которая и «должна ее защищать».
А раз так, главная задача – активизировать процесс вытеснения России из этого региона мира. В этой связи  не случайно в момент презентации «Новой черноморской стратегии» США прозвучало заявление бывшего командующего ВМС Украины вице-адмирала в отставке Владимира Бескоровайного: «Верховная Рада Украины должна принять  соответствующее решение , либо Президент, либо правительство, что срок  пребывания  Черноморского флота  на территории Украины не может быть продленным, и подать Российской Федерации  ноту с требованием отработать план выведения ЧФ РФ с территории Украины. Потому, что в 2017 году  флот уже должен быть выведенным. То есть,  это не начало выведения,  а – выведенным».
Но свято место пусто не бывает. В случае вывода ЧФ РФ из Севастополя, образовавшийся вакуум  призвана занять Украина. В таком случае появляется шанс расстроить и формирующийся геополитический альянс между Москвой и Анкарой. Более того,  тогда к  Болгарии,  Румынии, и Грузии, поддерживающих присутствие США в регионе, быстро примкнет и Украина. А пока  существующая «запутанность интересов и альянсов» заметно осложняет работу Америки в этом регионе. Распутать эти «узлы»  и призвана « Новая Черноморская стратегия».
В частности, она означает координацию действий США и Евросоюза в регионе с учетом принципов «политики европейского добрососедства». Кроме того, эта стратегия включает в себе расширение сотрудничества НАТО (через программу « Партнерство ради мира») с теми странами, которые не являются членами альянса. В качестве других элементов стратегии предусматривается осуществление трехсторонних военных обменов и консультаций между Болгарией, Румынией и Турцией  с последующим подключением Украины, чтобы не только рассеять  справедливые опасения Турции по поводу того, что с ростом влияния США в регионе ее влияние  и авторитет будут заметно ослаблены. Но главное – не допустить расширение сотрудничества между Турцией и Россией в деле недопущения НАТО в Черное море.
Анкара не раз заявляла, что способна самостоятельно, даже в рамках НАТО, обеспечить безопасность в Черном море.  По оценке экспертов, ее военно-морской потенциал уже давно превосходит потенциал Черноморского флота РФ в несколько раз. Тем не менее, Турция активно реагирует на российские предложения об активизации взаимодействия, в том числе и в черном море на уровне военно-морских сил. Поэтому  Москве и Анкаре есть, над чем серьезно подумать, прежде чем  распространить  на  Черное море наработанную американцами средиземноморскую модель своего военного присутствия.

Станислав ТАРАСОВ

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Baku.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©