НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

С Новым годом, 2017-м!

С Новым годом, 2017-м! Семнадцатый год в России – говорящая цифра. Её знает каждый житель нашей страны. Поэтому поздравления с наступающим семнадцатым годом звучат несколько двусмысленно. Подробнее »

 
Ильхам Алиев переступает рубеж
Когда Баку проводил всемирные форумы азербайджанских диаспор, мир, соседние с Азербайджаном государства наблюдали за этим по–разному: кто с интересом, а кто и с настороженностью. Все понимали, что соотечественники любой страны, как правило, оказываются за пределами своей родины не от хорошей жизни.

Сначала, когда ведется борьба кланов за власть, появляется фактор «проигравших». Это -  политическая  иммиграция. Она однородна по социальному составу и  малочисленна. Чуть позже, когда начинается период так называемого мирного строительства, выясняется, что экономика в упадке,  не хватает рабочих мест, есть серьезные проблемы социальной защищенности и вообще жизненной перспективы для миллионов сограждан. Так начинается  экономическая миграция.
Все эти этапы прошел Азербайджан. Например, численность азербайджанцев,  выехавших на заработки только в Россию, по некоторым данным, достигает почти двух миллионов человек (около 30 процентов населения).  Факт является и то, что  именно эта категория населения  за счет перевода на родину  заработанных на чужбине средств, обеспечивает львиную долю национального государственного бюджета.
В целом же феномен миграции не является для России явлением совершенно новым. В государстве, имеющем огромную территорию протяженностью на пересечении Европы и Азии при необъятных, мало освоенных людьми пространствах, миграционные потоки закономерны. Вспомним, что на миграционной основе формировалось донское и кубанское казачество. Екатерина Вторая переселяла немцев и представителей других народностей Европы в Поволжье и Малороссию. Возникали многочисленные русские поседения по окраинам империи – в Сибири, на Кавказе и в Туркестане. Потом, уже в советский период, колоссальные миграции возникли вследствие гражданской войны, проведение индустриализации и коллективизации означало фактически управление миграционными потоками в целях экономического и политического развития страны. Впоследствии межреспубликанские миграционные потоки были направлены от «трудоизбыточных» территорий (Азербайджан относился к этому  разряду) и менее развитых территорий к более урбанизированным. В целом,  это явление приветствовалось  не только как форма более рационального распределения трудовых ресурсов, но и как процесс формирования «единой советской народности».

СССР уже не существует. Но нынешние российские власти, формируя свою миграционную политику, действовали и продолжают действовать по - большевистски.  Но все может в одночасье измениться. И вот почему.

Когда в мае 1918 года в Тифлисе в результате развала Закавказского сейма  Азербайджан  вместе с Грузией и Арменией провозгласил свою независимость,  в Гяндже, куда  в июне1918 года  переехало первое азербайджанское правительство, произошла трагедия. Эмиссары  пантюркиста Энвера – паши, как позже и он сам,  отказали Азербайджану в праве иметь свою государственность. Именно тогда лидер партии « Мусават» Мамед-Эмин Расул-заде в качестве компромиссного варианта предложил лозунг- (Biz dir millet, iki dovletik)- « Мы единый народ - два государства». Чуть позже эта идея трансформировалась еще в одну, предложенную проинранской  партией « Иттихад» - создание « Великого Азербайджана» с включением в его состав  российских и иранских тюрок. Любопытно и то, что Мамед-Эмин Расул – заде особо выделял понятие « азери», дабы дистанцироваться от Ататюрка с его идеями османизма. Более того, идеолог партии «Мусават» в своих письмах московским большевикам утверждал, что если и суждено когда-либо появиться «Большой тюркской федерации», то главным  ее государствообразующим элементом должны стать более продвинутые в политическом отношении «российские тюрки», а не османы.  Большевикам,  мыслящими категориями «всемирной революции», пришлась по душе подобная «тюркская трансформация», поскольку они получали возможность продвигать  идею «большевистского Турана» на территорию Турции, где вел свою борьбу Мустафа Кемаль Ататюрк. Кстати, именно тогда  в Баку с помощью востоковедов Петербургского университета готовилась грамматика «единого тюркского языка»,  для которого был принят латинский алфавит. Однако проект был разрушен не только в силу геополитических причин.

Дело в том, что  русские этнографы, проведшие немалую исследовательскую работу на Кавказе, в Иране и в Османской империи, четко разграничивали тюрок региона.  Проживающих на Кавказе тюрок  они  называли « кавказскими татарами»,  иранских «тюрок» - туркменами, а турецких – османами. Так что лозунг « Одина нация» (Bir millet)-  так и не удалось претворить в жизнь.

Теперь за эту идею взялся президент Азербайджана Ильхам Алиев. Выступая в Баку на открытии первого форума руководителей азербайджанских и турецких диаспор, он призвал их объединить свои диаспоры. Алиев  также подчеркнул, что "нельзя допускать ассимиляции азербайджанцев". По мнению азербайджанского лидера, этого можно добиться, наладив тесные связи с исторической родиной. "Наша диаспора сегодня - это большая сила", - отметил Алиев. По разным данным, в мире проживают до 35 миллионов азербайджанцев. Самые значительные организации азербайджанской диаспоры действуют в Иране, России и Германии. А по итогам Форума была принята совместная стратегия деятельности азербайджанских и турецких организаций диаспоры и была озвучена Бакинская декларация, обращение к тюркоязычным странам и мировой общественности.
Чтобы по-настоящему оценить суть происходящего, первоначально выведем за скобки Германию и Россию с мощными теперь уже «тюркскими диаспорами». Остается Иран, где действительно проживают миллионы тюрок. Но они не считают себя «тюрками – азери», хотя говорят на очень близком языке. Чтобы убрать это этнографическое препятствие, в Баку решили заговорить об общей «исторической родине», которая, по большому счету, если мыслить общетюрскими категорями, находится в Центральной Азии – в Алтае, ведь тюрки на территории Кавказа и Малой Азии – народ пришлый.

Еще один тезис Ильхама Алиева, вызвавший повышенно внимание аналитиков. Глава Азербайджана призвал представителей диаспоры не ассимилируясь, активно интегрироваться в общественно –политическую жизнь стран проживания, становиться лоббистами  интересов Баку, точнее – Анкары. А это уже серьезная политическая «подстава» азербайджанской диаспоры как в России, так и в Иране. Власти этих двух стран вряд ли смирятся с формированием на своей территории «пятой колонны» в классическом варианте.
Новая геополитическая ситуация, связанная с развалом СССР, породила немалые проблемы. Принципиальное отличие Российской империи и СССР от империй Запада состояло в том, что в России представители всех вновь присоединившихся народов приобретали права, аналогичные правам представителей государствообразующего этноса. Теперь с такой политикой Москве придется расставаться во имя обеспечения своей национальной безопасности. Хотя бы потому, что Баку вступил в фазу активной геополитической игры. В 1920 году такая игра закончилась приходом большевиков. Что будет на этот раз?

Станислав ГЯНДЖИНСКИЙ

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Baku.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©