НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

С Новым годом, 2017-м!

С Новым годом, 2017-м! Семнадцатый год в России – говорящая цифра. Её знает каждый житель нашей страны. Поэтому поздравления с наступающим семнадцатым годом звучат несколько двусмысленно. Подробнее »

 
Соблазны и запреты
Проблемы российского туризма в странах ислама
Значение международного туризма в наши дни трудно переоценить. Многим странам, наделенным привлекательными природными условиями и культурно-историческими достопримечательностями, гости из-за рубежа приносят немалый доход, исчисляющийся  многими миллиардами долларов. В ряде государств международный туризм составляет основную или одну из основных доходных статей бюджета. Кроме того, туризм – это одна из лучших форм отдыха, познания и культурного взаимодействия. Он сближает народы, способствует межнациональному общению, является одной из главных составляющих процесса глобализации.

В то же время интенсивные потоки зарубежных визитеров неизбежно порождают проблемы, связанные в первую очередь с различием культур, традиций, обычаев и нравов. Как правило, крупные международные туристические центры весьма интернациональны и в какой-то степени унифицированы. У них много общих черт – современные аэропорты, принимающие чартеры из различных концов света, 4-х и 5-тизвездочные отели мировых сетевых компаний, рестораны, бары, благоустроенные пляжи, красочные торговые комплексы, экскурсионные программы, всевозможные развлечения…  Местный колорит придает всему этому оттенок манящей экзотики. При всем разнообразии природно-климатических и культурно-исторических условий их роднит друг с другом общая атмосфера массового отдыха, рассчитанного в основном на европейского и американского клиента или, точнее, на западный тип массового потребления специфического туристического продукта.

Туризм в страны мусульманского мира имеет ряд существенных особенностей. Россияне, в основном, посещают из этой категории такие страны как  Турция, Египет, Тунис, ОАЭ.  Здесь мы не касаемся религиозного туризма или паломничества к святым местам в Саудовской Аравии или на Святой земле в Палестине и Израиле. Получив возможность беспрепятственного выезда для отдыха за рубеж, россияне, а точнее, примерно десятая часть населения нашей страны, с энтузиазмом начала ей пользоваться. За границу и, в частности, в названные страны, хлынули потоки вкусивших прелести материального благополучия людей, которые открывали для себя новый мир и постепенно приспосабливались к нему, усваивая нехитрые правила международного туризма, а подчас и приспосабливали их под свои вкусы. Ныне, скажем, Турцию и Египет ежегодно посещают примерно по два миллиона граждан России. ( В нынешнем году, правда, из-за кризиса наметился спад в 25 – 30 процентов).  В 90-стых годах туда нагрянули и потом откатились волны челноков с их специфическими интересами, запросами и нравами, оставив после себя довольно стойкие и отнюдь не всегда  положительные стереотипы относительно России и бывших союзных республик. Однако именно они пробили дорогу массовому туризму. В обеих странах  гости из России уже потеснили по численности другие европейские направления и вышли на лидирующие позиции. За последние, скажем, лет десять там побывали миллионы наших соотечественников. И у значительного большинства опыт пребывания, общения и знакомства с местной спецификой ограничивается специальными туристическими зонами. Выход  за их пределы нередко чреват проблемами, поскольку перенос пляжно-курортного подхода и некоторых специфических национальных черт поведения  на реалии исламского образа жизни местного населения несет в себе  зерна конфликтной ситуации. Хотя, в целом, в европеизированной Турции это ощущается гораздо слабее, чем в Египте.

Например, районы Шарм-аш-Шейха и Хургады на Красном море в Египте представляют собой  практически изолированные от остальной части страны зоны. Там нет или почти  нет местного населения. Египтяне заняты в гостиничном секторе и в сфере обслуживания. Все они прошли кадровый отбор на предмет профессиональной подготовки и способности противостоять западным соблазнам. Все они получают по египетским стандартам весьма неплохую зарплату и весьма дорожат своими рабочими местами. Местная туристическая полиция сквозь пальцы смотрит на всякие эскапады и выходки подгулявших отдыхающих или профессиональную деятельность стекающихся туда, как пчелы на мед, девиц легкого поведения. В конце концов, все это происходит среди иностранцев и не затрагивает  моральных устоев египтян, а власти страны  тщательно охраняют туризм как курицу, несущую золотые яйца. Такая ситуация устраивает и туристов, которые разве что могут пожаловаться на  чрезмерную назойливость зазывал и  торговцев и повсеместную необходимость раздавать чаевые – бакшиш. Однако эти мелочи, как правило, не портят великолепного отдыха.

Под контролем туристической полиции, служащей как бы прослойкой между иностранцами и египтянами, находятся и основные исторические достопримечательности в Каире, и, скажем, в Луксоре. Однако стоит только перейти некую невидимую черту, отделяющую мир туристов от мира египтян, как в воздухе повисает напряженность. Отбившийся от группы иностранный турист  оказывается в весьма непривычной чисто египетской среде и в сфере юрисдикции так называемой полиции нравов (булис аль-адаб), призванной следить за неукоснительным соблюдением исламских норм поведения. Конечно, египетская полиция нравов не идет ни в какое сравнение, скажем, с родственными  организациями в Саудовской Аравии (аль-мутава) или в Иране, которые обращаются с отступниками и уклонистами крайне жестко.

В целом египтяне весьма общительны, дружелюбны, гостеприимны и общительны. К этому их приучает чрезвычайная скученность проживания. Им присуще своеобразное чувство юмора. Они очень любят подшучивать над самими собой, не прочь посмеяться и над иностранцами. Однако в общении с ними лучше избегать панибратства, ибо чрезмерную близость египтяне склонны рассматривать как возможность воспользоваться личными отношениями ко своей выгоде, то есть попросту проявляют склонность сесть вам на шею.

Еще два – три десятилетия назад по Каиру молодой женщине,  как иностранке, так и египтянке, можно было одной спокойно разгуливать в открытом платье и короткой юбке, Ныне же, если бы она попыталась это сделать, то столкнулась бы с немалым риском. За прошедшее время египетское общество, особенно городское население, многократно  разбухшее за счет миграции населения из сельских районов, претерпело сильную исламизацию. Внешне это выразилось в том, что египтянки надели платки и завернулись в длинные закрытые платья, а также в разделении по признаку пола как на работе, так и на транспорте и в общественных местах. Это сложное явление имеет свои социальные, экономические и политические  причины. Во всяком случае, строгие исламские нормы, регламентирующие повседневную жизнь, стали сначала своеобразной формой протеста,  затем модой, пока ни превратились в  неукоснительно соблюдаемую всеобщую  обязанность. По мусульманской традиции женщина может обнажать лишь лицо, кисти рук и ступни ног. Все же остальное считается предосудительным. Она может выйти на улицу или в группе других так же одетых подруг или родственниц или же в сопровождении мужа, а также какого  бы то ни было другого родственника мужского пола. Отступления от этого правила считаются вызовом общественной морали, ассоциируются с вседозволенностью и служат  если и не провокацией, то явным приглашением к заигрыванию, на которое клюет существенная часть мужского населения. Некоторые социологи считают это естественной реакцией  на жесткие поведенческие ограничения и недостаток возможностей общения с женским полом за рамками семьи. Как говорится, «запретный плод сладок». От назойливого, а порой  грубого приставания со стороны мужчин  не застрахованы и египтянки. Местная пресса и телевидение  изобилуют подобными сюжетами. И прогрессивная общественность бьет тревогу. Но решать эту обострившуюся проблему предстоит самим египтянам.  Иностранным же туристам  просто необходимо учитывать это обстоятельство, чтобы избежать проблем и не испортить отдыха. Ведь, скажем, с непокрытой головой, в джинсах, короткой юбке или шортах нельзя входить в церковь. И это правило ни у кого не вызывает возражений. Не хочешь его соблюдать – не ходи в храм. А уж если имеешь желание зайти, то будь любезна его придерживаться. На этот счет в русском языке существует хорошая поговорка, которая гласит: «Не суйся в чужой монастырь со своим уставом».

В этой связи можно себе представить, какой фурор на пляже в Шарм-аш-Шейхе вызвало появление группы египетских старшеклассниц, приехавших в выходной день на экскурсию, чтобы полюбоваться  красотами подводного мира Красного моря. Несмотря на жару, все девушки были в платках и длинных платьях, что, поверьте, среди пляжного раздолья и отпускной вольницы выглядело весьма странно. Смущены были и сами экскурсантки, оказавшиеся явно не в своей тарелке. Увиденное, вероятно, стало настоящим шоком для многих из них. Как говорится: два монастыря - две паствы, два мира – два детства.

Помню, как в мою бытность журналистом в Египте мы вместе с женой отправились прогуляться на плато пирамид и полюбоваться там закатом. Это, действительно, весьма впечатляющее зрелище. Иностранные туристы уже схлынули оттуда вместе с толпой окружавших их  назойливых погонщиков верблюдов, попрошаек  и торговцев поддельными древностями.  Жена держала меня под руку, что, видимо, приравнивается к антиобщественному поведению. И вдруг нас довольно бесцеремонно задержали трое представителей полиции нравов.  Надо заметить, что плато пирамид по вечерам -излюбленное место свиданий влюбленных парочек. Если они скрываются за затемненными стеклами в плотно закрытых автомобилях, то бдительным стражам общественного порядка до них не добраться. А вот прогуливающаяся пара может стать их  легкой добычей. Мне пришлось весьма энергично объяснять, что я – иностранный журналист, а держащая меня под руку молодая женщина действительно моя жена. Правда, ознакомившись с моим удостоверением, полицейские извинились и удалились. Памятен и другой эпизод. Мы возвращались из центра Каира домой и взяли такси. Сели на заднее сиденье. Уставшая жена прислонила голову к моему плечу. Шофер заметил это, остановил машину и заявил, что дальше нас не повезет, потому что мы ведем себя непристойно. Пришлось выйти и пересесть в другое такси. В обоих случаях, которые дают некоторое представление о царящих там нравах, мы были, естественно, раздосадованы, но сделали соответствующие выводы на будущее. 

Весьма негативную реакцию у местного населения вызывает и  такое довольно распространенное среди российских туристов явление как пьянство. В Коране нет прямых запретов на употребление алкоголя, но общеизвестен стих, гласящий: «Не молитесь в нетрезвом состоянии». А поскольку для правоверного обязательны  пять молитв за сутки, то вписаться в это правило нет никакой возможности. За последние годы не только в Египте, но и в Турции, где у власти стоит происламская  политическая партия, существенно  сократилось количество мест, где можно купить пиво, вино или более крепкие напитки, да и цены на них взлетели до заоблачных высот. Естественно, эти ограничения не распространяются на туристические зоны. Египетские гиды и люди из обслуживающего персонала нередко жаловались мне на довольно грубое, неуважительное отношение к себе со стороны российских туристов, особенно тех, кто находится в состоянии подпития. Порой туристы бывают излишне привередливыми.  Но, пожалуй, наибольшее негодование, доходящее до шока,  вызывает у египтян поведение некоторых раскрепощенных и чересчур эмансипированных наших молодых соотечественниц. Не надо забывать, что у египтян, как, впрочем,  у турок и тунисцев, есть чувство собственного достоинства, своя шкала моральных ценностей, свое представление о том, как следует и как не следует вести себя. И пребывание на отдыхе вовсе не избавляет от необходимости быть вежливым  и соблюдать  элементарные общечеловеческие правила поведения.

Как правило, крупные туристические компании  вместе с оплаченными ваучерами снабжают своих клиентов памятками, в которых обстоятельно рассказывается о нравах, обычаях и традициях той страны, куда они направляются на отдых. В этих памятках содержатся рекомендации специалистов относительно того, как надо общаться, как вести себя, как одеваться, совершать покупки…  И это  не праздная информация развлечения ради. Без необходимого минимума знаний о конкретной стране турист ограничивает свою свободу, свои возможности получить удовольствие и обогатить себя новыми впечатлениями. Зачастую же ему грозят неприятности, способные не только омрачить отдых, но и столкнуть его с местными законами. 

Андрей Степанов
14.10.2009

     


 


 
   

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Baku.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©