НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

С Новым годом, 2017-м!

С Новым годом, 2017-м! Семнадцатый год в России – говорящая цифра. Её знает каждый житель нашей страны. Поэтому поздравления с наступающим семнадцатым годом звучат несколько двусмысленно. Подробнее »

 
Россия - США: « перезагрузка» или « недоразгрузка»?
Визит президента РФ Дмитрия Медведева в США, его переговоры  со своим американским коллегой  Бараком Обамой, участие в работе « восьмерки» и «двадцатки» в Канаде  вывели на особый уровень отношения России и США.

Но сразу бросается в глаза первая особенность этого процесса. Первая:  буквально сразу после прибытия Дмитрия Медведева после своего американского турне на родину, в США по подозрению в шпионаже в пользу России арестованы десять человек. Американское министерство юстиции сообщило, что  восемь из десяти арестованных  оно считает «российскими агентами, работавшими под прикрытием, еще двое также были причастны к действиям спецслужб РФ на территории США. Помимо шпионажа, девяти арестованным предъявлены обвинения в попытке отмывания денег.  Налицо элементы складывающейся новой международной интриги, поскольку, по сообщениям американских СМИ, эта  операция  была проведена некоторое время назад, но объявлено о ней  было  только  после завершения пребывания российского президента на территории США и Канады. Это наводит на мысль, что президент РФ Дмитрий Медведев  был информирован об этом  накануне своего визита в США.  Но стороны  вели себя так, как будто ничего особенного не произошло.

Вторая особенность:  расширение двусторонней повестки дня. Если раньше  переговорный процесс  шел в традиционных сферах-  – ядерные вооружения и ядерное разоружение, то теперь  появляются  проблемы расширения сотрудничества в  сфере экономики. По мнению  многих экспертов, ситуация складывается таким образом, что по мере развития событий повестка дня в российско-американских отношениях будет расширяться.  Учитывая заявленный курс Росси на модернизацию, ее призывы к США принять участие в этом процессе, невольно возникают некоторые исторические параллели. В годы первой советской  пятилетки ( 1928- 1933 годы ), даже тогда, когда  между СССР и США не были установлены дипломатические отношения,  Вашингтон оказывал активное содействие Москве в деле технической модернизации.  В начале 30-х годов прошлого века  американский политический класс предвидел грядущие катаклизмы в связи с  ожидаемым приходом в Германии к власти Гитлера,  и считал  необходимым  техническое укрепление  официального ненавистного Советского Союза.

Возможно,  такая логика в действиях США  присутствует и  в настоящий момент, хотя  внешне  никто не проявляет апокалипсических ожиданий.  Есть другое. Соединенные Штаты переходят к более конструктивной позиции по международным вопросам,  реально взвешивая на своих весах соотношение сил в мире. По мнению  известного американского аналитика  Ариэля Коэна, «  глубокая сермяжная правда в том, что Америка испытывает затруднения – как в Афганистане, так и в отношениях с Ираном и с мусульманским миром, и конфликтовать по всему миру действительно не  может».  Плюс к этому  тяжелейшие последствия  мирового экономического кризиса, который  демонстрирует утрату Вашингтоном своих лидирующих позиций в мире.  Теперь США вынуждены выстраивать  в своей внешней политике новую систему приоритетов, понимая, что в мире формируются новые « центры силы», в частности, Китай.  Поэтому  вести антироссийские «игры», скажем,  на постсоветском пространстве, ослабляя тем самым влияние России,  уже не перспективно, поскольку «отвоеванные пространства» заполняются не фактором американской силы, а  иными  центрами: в Средней Азии - Китаем, в Закавказье - Турцией.  При всех симпатиях  и  сотрудничестве с Пекином или Анкарой,  Вашингтон понимает, что эти страны  мало в чем могут способствовать  решению тех задач, которые  стоят  сейчас перед  США.

Правда, пока и Россия тоже не является самым главным приоритетом во внешней политике США.  Но то, что Россия по целому ряду позиций нужна Америке,  совершенно очевидно. Поэтому в данный момент    в российско-американском сотрудничестве создается  определенная ткань, инфраструктура, которая позволяет рассчитывать на  строительство  новых основ  во взаимоотношениях.  Но при этом не стоит забывать, что  « оттепель Медведев-Обама» -  это за последние 20 лет третья попытка сближения  Москвы с Западом, если первой считать конец горбачевского периода, второй – самое начало путинского правления. И она не обязательно приведет к « жарким объятиям».  Вступит ли Россия в ВТО в те сроки, о которых говорилось,  и будет ли отменена поправка Джексона-Вэника,  будет ли вообще реализован накопленный в последнее время позитивный  политический потенциал  во взаимоотношениях между двумя странами?

Четких ответов на эти вопросы нет.  Это в то время, когда Россия, вступая на путь поддержки некоторых внешнеполитических акций США,  откровенно «жертвует» своими  интересами. В частности, речь идет о ее присоединении к антииранским санкциям, что ставит под вопрос перспективу  ее сотрудничества  с Ираном, может осложнить решение проблем безопасности в Средней Азии, да и  в Закавказье. Существуют и другие настораживающие моменты. В газете Moscow Times опубликована статья бывшего помощника госсекретаря США по контролю над вооружениями, названная «Ядерный козырь Кремля». В материале идет речь о десятикратном преимуществе России в области тактических ядерных вооружений и о том, что наступит момент, когда это преимущество больше нельзя будет игнорировать. Автор  считает, что «новый Договор СНВ, вероятно, станет последним соглашением о контроле над вооружениями, подписанным с Россией, на долгое время вперед» . Это свидетельствует о том, что чтобы  по настоящему «переразгрузить»  отношения между Россией и США,  понадобится гораздо большее, чем односторонние уступки со стороны  России.

Станислав ТАРАСОВ
29.06.2010



 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Baku.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©