Ход через ГУАМ |
Новая карабахская комбинация Баку
|
Как и следовало ожидать, инициатива государств - членов ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия) по внесению в повестку дня 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН нового пункта - "Затяжные конфликты на территории стран-участниц ГУАМ, их последствия для международного мира, безопасности и развития", вызвала соответствующую реакцию в Ереване.
Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян назвал эту инициативу «новым вызовом» для Армении. Это понятно, поскольку Азербайджан приступил к использованию нового, помимо Минского, механизма в деле урегулирования карабахского конфликта, рассчитывая таким образом создать более широкую международную коалицию. Кстати, первый ход в этом направлении был сделан еще тогда, когда министр обороны Азербайджана Сафар Абиев заявил о возможности присутствия в зоне конфликта миротворческого корпуса ГУАМ. На сей счет велись переговоры с президентом Украины Виктором Ющенко. Так выстраивалось новое политико-дипломатическое карабахское уравнение. И что в итоге? Ереван тоже сделал ответный ход. Устами главы своего МИДа он заявил, что раз проблема карабахского конфликта выносится в ООН, то Карабах тоже должен участвовать в этом процессе как равноправная сторона. При этом министр напомнил, что в рамках ООН, в отличие от ОБСЕ, нет официального процесса по урегулированию карабахского конфликта. "Но поскольку процедура разрешает выносить резолюции без учета этого факта, то это становится несколько опасным. А выносить резолюции без процесса бессмысленно. Кроме того, резолюции СБ ООН не имеют обязательной силы и носят консультативный характер", - отметил Вардан Осканян. В то же время азербайджанские СМИ почему-то сделали из всего этого пиар - кампанию и представляют инициативу ГУАМ в качестве победы азербайджанской дипломатии. Но это очень поверхностный подход. И вот почему. Допустим, что ООН решит задействовать в деле урегулирования карабахского конфликта существующие нормы международного права: референдум и т . д. Тем более, что на постсоветском пространстве все непризнанные государства ( Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия) активно эксплуатируют тему референдума для выстраивания механизма отделения от прежней метрополии. Если только Карабах будет встроен в эту цепочку, то шансы Азербайджана вернуть его в состав своего государства заметно уменьшатся. К тому же в мире мало кто разбирается в сущности исторического спора между азербайджанцами и армянами. Тут может сработать политика де-факто. Это – с одной стороны. С другой - если все же Азербайджан в таких условиях попытается пойти на вооруженное решение конфликта, то соответствующая негативная резолюция Совета Безопасности ООН ему обеспечена. Ариф МАМЕДОВ
. |